Пресс-релизы

Александр Митрошенков: «Мы в Европе — номер один!»

Александр Митрошенков

Александр Митрошенков

На счету у Александра Викторовича десятки передач, нашедших отклик у зрителей и ставших мегапопулярными. Он работает над ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир», «Привет, Андрей!», легендарной детской программой «Спокойной ночи, малыши!», семейной передачей «Когда все дома с Тимуром Кизяковым» и многими другими.

Сегодня медиамагнату исполняется 63 года, он крепко стоит у руля, выбирая верный курс. В интервью «СтарХиту» он рассказал, как относится к блогерам, предрек наступление эры актуального телевидения, поговорил об ошибках, которых не смогли избежать руководители телеканалов.

— Поздравляем с днем рождения, Александр Викторович! Будете отмечать?

Александр Митрошенков

У меня традиция: в день своего рождения стараюсь организовать для друзей и близких посещение значимого культурного мероприятия. Например, однажды таким событием стала премьера знаменитого балета «Драгоценности» Джорджа Баланчина в Большом театре. В другой раз — открытие выставки Валентина Серова в Третьяковской галерее. Были концерты таких маэстро, как Владимир Спиваков и Юрий Башмет. Я считаю, это и есть настоящий праздник, когда запоминаешь не красивые тосты, а уникальное событие, отражающее эпоху, в которой ты живешь.

Александра Викторовича связывает многолетняя дружба с маэстро Юрием Башметом

Александра Викторовича связывает многолетняя дружба с маэстро Юрием Башметом

— Но, получается, что подарок не Вам, а гостям. В этом году — это…

Александр Митрошенков

Да, наверное, мои дни рождения для многих стали поводом погрузиться в мир искусства, в мир талантливых людей. В этом году я пригласил в гости оперную диву — Хиблу Герзмаву. Мировое сопрано. Она даст концерт в самом большом частном музее в Европе Давида Якобашвили. У нас предусмотрены жесткие условия размещения гостей, соответствующие нынешним социальным нормам. В этот вечер я жду много друзей: это коллеги по телевидению, журналисты, в том числе главные редакторы главных газет: «МК», где я когда-то начинал, «Комсомольской правды».

— Этот год стал для всей планеты особенным. Коронавирус изменил очень многое в нашем привычном укладе. Заставил ли он Вас что-то пересмотреть в своей жизни?

Александр Митрошенков

Год действительно тяжелый. Но мои программы ни на день не выпадали из эфира. Ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» выходило в реальном прямом эфире и было посвящено самым актуальным темам. Продолжали мы снимать и программу «Спокойной ночи, малыши!», и «С добрым утром, малыши!». Потребовалась колоссальная перестройка всех телекомпаний: студии были оборудованы специальными приборами, создающими антивирусную атмосферу. Наши звукотехники, надевающие на героев звуковую гарнитуру, были похожи на космонавтов в скафандрах. Когда к нам на «Привет, Андрей!» пришел больной коронавирусом Лев Лещенко (в тот момент он сам не знал, что является носителем, и провел три часа на съемках), не заболел ни один человек! Мы придумали ход, который оказался гениальным: вместо людей в массовке стали «сажать»… портреты. То есть предложили всем нашим телезрителям прислать свою фотографию, распечатывали их в большом масштабе и таким образом получали «живой» зал. Многим нравилось, что Андрей Малахов, который считается ведущим номер один в стране, именно рядом с их портретом выходит в эфир.

— Впечатляет!

Александр Митрошенков

Абсолютно с вами согласен. Для себя понял следующее: если хочешь, чтобы твоя компания снимала хорошие программы и люди не болели, надо самому соблюдать все меры безопасности — элементарно носить маски, перчатки.

Поймать тренд? Для Митрошенкова это не составляет проблемы!

Поймать тренд? Для Митрошенкова это не составляет проблемы!

— Александр Викторович, Вы в телевизионном бизнесе уже около 30 лет. Не потеряли азарт?

Александр Митрошенков

В центре моих интересов всегда люди: юные и взрослые. «Спокойной ночи, малыши!», «С добрым утром, малыши!», «Когда все дома» — их интересно смотреть с родными и детьми. Сюда же относится и программа «Андрей Малахов. Прямой эфир», которую мы делаем много лет. Это не какие-то там «желтые истории», как считают некоторые. Если спросите, какой все-таки жанр у проекта, отвечу, что «Прямой эфир» — не ток-шоу, а скорее документальный сериал о нашей жизни. И Андрей Малахов, и его команда во главе со Светланой Анохиной всегда оказывается в гуще событий. Причем Андрей искренне сопереживает своим героям. Именно поэтому люди, которые обычно не готовы делиться самым сокровенным, зачастую открываются перед ним. Посмотрите, последние истории. Что произошло с певицей Валентиной Легкоступовой? Совсем недавно она связала жизнь с новым мужчиной — Юрием Фирсовым. Только он находился рядом с ней в момент, когда произошла трагедия, и смог откровенно рассказать в нашей программе о событиях, которые привели к смерти певицы. Или нашумевшая история Михаила Ефремова. В прямом эфире ток-шоу адвокат Александр Добровинский вызвался представлять семью пострадавшего, причем бесплатно, что было очень важно для людей, которые потеряли близкого человека. Как мы освещали эту историю? Старались дать слово и тем, кто в тот момент ненавидел актера за то, что он совершил, и его друзьям, которые относились к нему с состраданием. Стремление соблюсти баланс я бы назвал разномыслием. Это присуще проекту «Андрей Малахов. Прямой эфир», как социальной программе. Как в свое время заметил Мережковский: «Если бы современная Россия исчезла с лица земли, то по произведениям Чехова можно было бы восстановить картину русского быта в конце XIX века…» Вот цель, которую мы ставим! Актуальное отражение современной жизни в России с помощью новейших телевизионных средств. Актуальность характерна для всех моих проектов.

— Я знаю, что, кроме таких острых программ, Вы производите, например, выпуски прогнозов погоды? Это не скучно для Вас?

Александр Митрошенков

Знаете, первым проектом, который научил меня тому, что телевидение — это здесь и сейчас, стал именно прогноз погоды. Дело в том, что погода всегда в центре внимания каждого из зрителей. И это вовсе не про «брать ли с собой зонтик». Как не попасть в аварию на скользкой дороге? Каким будет урожай? И даже то, что сегодня тревожит абсолютно каждого, — как будет распространяться коронавирус? Погода становится главным ньюсмейкером. Наша телепогода сегодня лучше, чем на многих европейских каналах. В профессиональных конкурсах, которые проходят во Франции, мы традиционно попадали в тройку лучших мировых выпусков метеопрограмм. К сожалению, в этом году не стало одного из членов нашей большой команды Метео ТВ — замечательного ведущего Александра Беляева, профессора и ученого. Он говорил о тектонических изменениях климата еще 20 лет назад! Он видел условия, по которым определял, каким будет лето и зима. Поэтому ему верили. У Александра Беляева остался достойный ученик, тоже выпускник географического факультета МГУ, Института географии Академии наук — Андрей Скворцов.

«Я сделаю максимум, чтобы выкарабкаться»: последний разговор с Александром Беляевым – аудио

— Вы упомянули ситуацию с коронавирусом. Знаете, что меня пугает? У меня мама врач, и, по ее словам, никто пока не в силах предсказать, как он может мутировать…

Александр Митрошенков

Почему врачи так напуганы? К слову о погоде, сейчас осень, похолодание. У нас в большинстве домов вовремя не включают отопление. Начнется сезон гриппа, а вместе с ним и новая волна пандемии.

— Собянин сказал, что отопление в жилых домах дадут в этом сезоне раньше обычного.

Александр Митрошенков

Очень хотелось бы верить. Погода для меня — целая индустрия. Мы делаем десятки метеовыпусков в день на разных каналах. Телевидение должно быть интересно людям, даже прогноз погоды обязан держать у экрана — и нам это с успехом удается!

Проекты продюсера завоевали более 50 наград «ТЭФИ»

Проекты продюсера завоевали более 50 наград «ТЭФИ»

— Да, сегодня прогноз погоды можно в любой момент посмотреть в Интернете. Скажите, Вы не устали от постоянных разговоров о смерти телевидения и главенстве Интернета?

Александр Митрошенков

Я бы не ставил вопрос о том, что победит: телевидение или Интернет. Есть такое понятие, как актуальность информации. Более того, острота взглядов героев и экспертов. И если твой проект соответствует этим критериям, пестрит злободневными темами и свежими выводами спикеров, то зритель будет его смотреть. И учитывая, что телепрограммы — более дорогой и качественный продукт, то смотреть их зрителю интереснее. Даже на смартфоне. Простой пример с Японией. Она опережает Россию в области современных технологий на 5-7 лет. Что было в Японии 5 лет назад? Телевидение и не думало сдавать позиции. Взгляды зрителей просто переключились с обычных телемониторов в гаджеты. Люди в метро вместо чтения газет стали просто смотреть передачи на телефонах с большим экраном, айпадах и т.д. Что важно? В этой ситуации меняется принцип: мелкие планы сменяют крупные, звуковая информация сопровождается текстом, который накладывается на видео. Когда я пять лет назад впервые увидел это в Японии, поставил задачу своей компании «Меркатор», занимающейся инфографикой, научиться трансформировать речь человека в экранный текст в реальном времени. Сейчас в программе «60 минут» мы регулярно видим, как высказывание политика в студии оперативно выводится на экран, что позволяет задержать на нем внимание. Сейчас меняется язык телевидения, заимствуются форматы и методы из соцсетей, расширяются возможности. Интерес зрителя при этом сохраняется. Да и само телевидение с его качественной картинкой будет все больше проникать в Интернет. Уверен, такие крупные компании как Яндекс, Mail.ru, МТС, Билайн вскоре начнут инвестировать в телепроизводство. При этом побеждать будет только тот, у кого талантливее команда, чьи смелые идеи и технические возможности позволяют экспериментировать. Соревнование пойдет не между телевидением и Интернетом, а между лучшими командами. Пример этому канал «Россия 1», у которого последние четыре года — самая большая аудитория в стране. Почему? Они самые актуальные. От общественно-политической программы с Ольгой Скабеевой и Евгением Поповым «60 минут» до развлекательного шоу «Привет, Андрей!». Успех «России 1» — показатель того, что у телевидения впереди еще тысячи возможностей.

— Значит, можно сказать, что телевидение сейчас «на коне»?

Александр Митрошенков

Я считаю наше телевидение одним из лучших в Европе. Мы создали уникальные студии. Так, двухчасовое шоу «Привет, Андрей!» снимается практически в режиме реального времени. Во многом это возможно благодаря сильной команде: продюсерам Наталье Голькович, Михаилу Шаронину, режиссеру Сергею Широкову. Я уверен, что если возникнет задача создать новогодний огонек в прямом эфире, а не готовить выпуск за пять месяцев, как сейчас, то мы и с этим справимся. Наши творческие и технические возможности практически безграничны. И здесь я снова должен подчеркнуть актуальность контента. Даже в развлекательном субботнем шоу мы все равно говорим про жизнь и стремимся отражать актуальные события. Например, когда не стало Юлии Началовой, то через несколько часов вышла передача, посвященная ее творчеству и жизни. Поэтому передачи Андрея Малахова после выпуска на канале набирают рекордные просмотры еще и в Сети.

Гостями программ известного продюсера всегда становятся топовые звезды

Гостями программ известного продюсера всегда становятся топовые звезды

— Да-да, я знаю.

Александр Митрошенков

Кстати, в наших передачах мы никогда ничего не вырезаем. Это жесткая позиция. Именно такой подход позволяет телевидению легко конкурировать с Интернетом, даже жить в нем. А если исходить из принципов построения старых программ с дешевыми, примитивными студиями, традиционными репортажами, конечно, такое телевидение мало кому интересно. Приведу простой пример. У нас на «Карусели» утром идет детская передача «С добрым утром, малыши!» с любимыми детьми Хрюшей и Степашкой. Музыку для нее написал Сергей Шнуров. Многие спрашивают: «Как же вы решились доверить музыку Шнурову?». Я отвечаю: «Если вы думаете, что Шнуров для детей пишет песни с матом, то вы сошли с ума. Он нормальный, вменяемый взрослый. Дети его любят. Он с ними вежливый и ласковый». Поэтому песня получилась хорошая, зажигательная. Тем не менее, многие крутили пальцем у виска, но в итоге мы победили, ведь эту передачу смотрят. А еще я привлекаю в телевизор очень много спонсоров. Именно деньги делают телевидение независимым и современным. Один из них — компания Pfizer — крупнейший медицинский гигант США.

— Следите ли за популярными проектами на YouTube? Какие форматы Вам больше по душе: шоу Comment out или «Что было дальше?», интервью Юрия Дудя или Дмитрия Гордона, новостные выпуски Ксении Собчак или Алексея Пивоварова? Возможно, кто-то нравится из блогеров? Взять, например, звезд Instagram Настю Ивлееву или Иду Галич…

Александр Митрошенков

В силу профессии смотрю все. Что-то нравится, что-то не очень.

Миллионы за шоу: сколько получают Собчак, Дудь и Тодоренко на YouTube

— Мы с Вами в одной позиции. Но что Вам конкретно нравится?

Александр Митрошенков

Объясню подробнее: у меня нет понятия «нравится или не нравится». Повторюсь, вынужден смотреть все. Просто могу говорить, где больше успеха, а где меньше. С чем это связано? Думаю, в какой-то момент на телевидении перестали уделять внимание документальному кино как отражению реальной жизни. Один из великих учителей этого жанра — Лев Николаев. Острый политический период, манифестации на Болотной площади, люди устали от политики, и требовалось больше развлекательных программ. Сейчас обратная реакция — растет интерес к реальной жизни, документальным историям, возникают дискуссии, связанные с историческими поворотами в судьбе России. И все то, что не освещает телевидение, берут на себя новые журналисты. Мне слово «блогер» не нравится. Я бы сказал, что Дудь — сильный журналист. И я совершенно не удивлюсь что, когда телевидение активно вернется к серьезной журналистике и документальному кино, Дудь окажется ведущим программы не в Интернете, а на телеканале. Аналогична ситуация с Собчак, у которой есть своя история в соцсетях и на телевидении. Но я считаю (впрочем, это видно и в соцопросах) реальный властитель дум не кто-то из них, а Андрей Малахов.

Юрий Дудь — один из самых известных интервьюеров на просторах YouTube

Юрий Дудь — один из самых известных интервьюеров на просторах YouTube

— Меня поразил эффект фильма Дудя про ВИЧ. Поднялась огромная волна обсуждений, к тому же в несколько раз увеличилось количество сданных тестов. Почему этот проект стал такой бомбой — все эти люди раньше не осознавали масштаб проблемы?

Александр Митрошенков

Был такой президент Академии наук Валентин Покровский. У него был сын Вадим Покровский, который, собственно, и занимался ВИЧ — он создал первую лабораторию в России. А я, как журналист, делал репортажи про чуму XXI века, не зная до конца, что это такое. А потом вместе с учеными и медиками мы узнавали все больше и больше про эту болезнь. Я присутствовал на многих медицинских процедурах и даже видел, как умирают зараженные ВИЧ пациенты. Это очень страшно, и я рад, что Дудь настолько мастерски подал материал, что тот стал интересен молодым людям. Наверное, если бы он снимал что-нибудь про космос, люди бы заново узнавали про полет Гагарина. На главных каналах появилось много политических, развлекательных ток-шоу, а документалка, к сожалению, стала исчезать. Я уже упоминал Льва Николаева. Мы вместе создали уникальную телекомпанию. Практически каждый год она получала за свои проекты премию «ТЭФИ».

Свой путь Александр Викторович начинал в газете «Московский комсомолец»

Свой путь Александр Викторович начинал в газете «Московский комсомолец»

— А сколько всего у Вас «ТЭФИ», считали?

Александр Митрошенков

Мои проекты получили больше 50 наград. «ТЭФИ» — заслуга команды, которая делала замечательные проекты, оказавшиеся успешными. Многие из них как раз связаны с документальными фильмами, которые делал Лев Николаев. Его сейчас очень не хватает. Вот этот вакуум и заполнил Юрий Дудь, чему я рад. Потому что документальные проекты делать дорого, сложно!.. К сожалению, на телевидении развивается система «кальки». У телевидения ведь свои болезни. Появляется один проект с танцами. На канале «Россия 1» танцуют. Потом танцуют и на Первом, и на ТНТ. Где-то стартует судебное шоу, то же самое происходит и на другой кнопке. Я считаю, это трагическая ошибка. Будущее за тем, что каналы изобретают сами. Кто первый придумает что-то новое, тот и добьется успеха. Поэтому я желаю всем своим коллегам на телевидении, никогда ни за кем ничего не повторять.

— Смотрели новое шоу Дмитрия Нагиева на YouTube? Не претендую на экспертность мнения, но мне кажется, что это не самый удачный его проект.

Александр Митрошенков

Еще нет, но посмотрю обязательно.

— Интересно, завоюет ли он свою аудиторию и на этой площадке, ведь не всем телевизионным профессионалам удается реализовать себя в Сети.

Александр Митрошенков

Телепроекты могут и не получаться. Такое бывает. Есть великолепный актер, пародист Максим Галкин. Он очень тонкий, умный человек. Он пытался сделать новую оригинальную программу, снимая у себя дома. Но передача не пошла. При этом его концерты протяженностью в несколько вечеров бьют все рейтинги. Телевидение заслужило право на неудачу. Чтобы не бояться Интернета и соцсетей, телевидение должно вечно экспериментировать. Посмотрите на судьбу одного из выдающихся людей, с которым меня связывала большая дружба — Владислава Листьева. Он создал программу «Поле Чудес». Пускай это была калька западного проекта, но он не побоялся сделать собственную передачу, которая сегодня уже не игра даже, а шоу Леонида Якубовича. Так вот, Листьев тогда стал звездой и тут же ушел из проекта. Зачем? Делать новую программу «Тема». Снова оглушительный успех. А он уже взялся за следующий — «Час Пик», после которого, к сожалению, трагически погиб. Но у него было постоянное желание открыть и себя, и новое направление телевидения. Поэтому так важно не копировать у конкурентов, а изобретать что-то новое, как это делал Листьев. Кстати, если вернуться к «ТЭФИ», одним из тех, кто когда-то вместе с Владимиром Познером основал Академию российского телевидения, учредившую эту премию, был Владислав Листьев. И я думаю, что сегодня он бы не был доволен тем, как проходит вручение наград. Соревнования западных форматов, купленных по лицензии, вряд ли можно считать актуальным телевидением.

— Так кто победит?

Александр Митрошенков

Отвечу так: в Европе победит российское телевидение!

Виктор Шкулев, президент Hearst Shkulev Publishing

Александр! У тебя, как у телевизионного продюсера, счастливая судьба. В твоих проектах работали и работают самые яркие звезды: Оксана Федорова, Ольга Скабеева и Евгений Попов, Анна Михалкова, Андрей Малахов, Юрий Башмет, Федор Бондарчук, Тимур и Елена Кизяковы, Андрей Григорьев-Апполонов, Андрей Норкин, Николай Сванидзе, Игорь Верник, Николай Басков, Николай Валуев, Лидия Вележева… Конечно, чтобы объединить этих людей, надо иметь бесконечное обаяние и талант продюсера, но даже этого мало. Главное — создавать проекты, которые будут востребованы и всенародно любимы: «Спокойной ночи, малыши!», «Андрей Малахов. Прямой эфир», «Искатели», «Когда все дома», «Привет, Андрей!» и многие-многие другие. Пусть на твоей жизненной орбите и дальше будут сиять звезды. И всегда зажигаются новые! С днем рождения!

Фото: Сергей Киселев, Кирилл Зыков/АГН «Москва», архив пресс-службы, кадр из фильма Юрия Дудя про ВИЧ/YouTube

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.