Вакцинация от ковида в Грузии: планы и реальность
Когда Грузия получит первые дозы вакцины от COVID-19 с платформы Ковакс, неизвестно. Фактом остается то, что 1,400,000 доз, выделенных Грузии этой платформой, достаточны для двойной вакцинации только 20% взрослого населения страны (18+). Это когда до конца года государство намерено вакцинировать 60% своих граждан.
Что делает Грузия или что ей нужно сделать, чтобы у страны были другие реальные альтернативы, кроме Ковакс? По мнению экспертов в области здравоохранения, дополнительные дозы нужно искать всеми возможными способами, в том числе по дипломатическим каналам.
Оппозиция заявляет о недостаточной координации, а государство говорит, что уже делает все возможное и реально вакцинировать указанное количество людей до конца года, если, конечно, появится соответствующее количество вакцин.
Платформа «Ковакс» и ее возможности
Согласно документу, опубликованному 3 марта, от «Ковакс» Грузия получит 129,600 доз Astrazeneca и 29,250 доз Pfizer предназначеных для первого этапа вакцинации. Эти дозы вакцины должны были быть доставлены в страну в феврале-мае 2021 года. Одному человеку необходимы две прививки.
В документе опубликованном месяц назад, количество доз «Astrazeneca», которое должна была получить Грузия на первом этапе равнялась 184,000. Однако картина изменилась.
Если опираться на имеющиеся данные, то окажется, что к маю можно дважды вакцинировать до 80 000 человек вакцинами, полученными с платформы.
Согласно Национальному плану вакцинации, всего до конца 2021 года 60% взрослого населения должны быть вакцинированы дважды. Это требует в общей сложности 3 979 327 доз.
На сегодняшний день с платформы «Ковакс» Грузия может получить в 2021 году 1 484 400 доз вакцины, что позволит вакцинировать дважды 20% взрослого населения. Следовательно, страна должна получить оставшиеся 2 494 927 доз из альтернативных источников.
Что мешает начать вакцинацию
От Ковакс к концу февраля в страну должны были прибыть 29 250 доз Pfizer, но эта дата была перенесена. Официальной причиной послужили «дополнительные требования», которые, по словам замминистра здравоохранения, «Pfizer» предъявила Грузии и другим странам.
Какие есть «дополнительные требования»?
Директор Тбилисской инфекционной больницы Тенгиз Церцвадзе рассказал об этом выступая в эфире «Рустави-2» и сказал, что процесс затягивается не из-за Минздрава Грузии, а из-за самой компании-производителя.
«Насколько мне известно, речь идет о финансовом перестраховании, о том, что при возникновении непредвиденных обстоятельств и при возникновении экономических потерь от внедрения и использования Pfizer убытки должен нести не производитель, а принимающая сторона.
Этот пункт не был официально подписан. Но, насколько мне известно, он был подписан не из-за Грузии, а из-за компании, потому что все выдвинутые ими требования были немедленно выполнены грузинской стороной», — сказал он.
В прошлом месяце государство впервые сообщило о сделке по вакцине не с Ковакс, а напрямую с производителем. Речь шла о 150 000 дозах Astrazeneca. Амиран Гамкрелидзе тогда сказал, что дата их поставки зависит от того, «насколько быстро будут подписаны контракты» между компанией и Министерством здравоохранения Грузии.
3 марта Гамкрелидзе сообщил Netgazeti, что контракт уже существует, но процесс все еще затормаживается. По его словам, дело касается проблем с экспортом из Индии, которая является одной из стран производителей вакцины.
Индийский «Институт сыворотки», производящий вакцину, во второй половине февраля заявил, что в связи с внутренними нуждами страны экспорт «Astrazeneca» в другие страны будет приостановлен.
По словам Гамкрелидзе, МИД «очень активно работает» с правительством Индии над устранением этой проблемы. В пресс-службе агентства подтвердили, что заместитель министра иностранных дел Александр Хвтисиашвили ведет переговоры о получении вакцины, произведенной в Индии компанией AstraZeneca.
«Произошел полный провал в координации»
Пресс-секретарь оппозиционной партии «Лело» Ана Нацвлишвили в начале февраля обратилась в пять государсвенных ведомств и потребовала копии их переписки о вакцинах. Среди них парламент, администрация президента, администрация правительства, Министерство иностранных дел и Минздрав.
По словам Нацвлишвили, таким образом она хотела проверить, как работает государство и степень координации между ведомствами. В беседе с Netgazeti она отметил, что не получила никаких ответов от Министерства иностранных дел и здравоохранения, что «еще больше усугубляет сомнения в качестве выполняемой ими работы».
Основываясь на ответах, полученных от трех ведомств, Ана Нацвлишвили считает, что «между различными ветвями и учреждениями правительства Грузии не проводилась скоординированная работа по получению вакцины».
«Правительство, похоже, полностью передало это дело в Министерство здравоохранения и умыло руки, потому что в ответ на мое письмо, касающееся работы государственной администрации, они направили письмо только в департамент здравоохранения.
Заседания правительства должны были стать местом, где надо было обсуждать эту тему. Правительство должно координировать свои действия с отраслевыми министерствами — Министерством иностранных дел, Министерством здравоохранения и так далее.
Похоже, они этого не сделали, и возложили все на Министерство здравоохранения», — сказала Нацвлишвили Netgazeti.
Ана Нацвлишвили. Фото: «Лело»
Основываясь на ответе парламента, Ана Нацвлишвили считает, что законодательный орган «фактически не выполняет никаких надзорных функций». Она направила письмо спикеру парламента, но информация была предоставлена исключительно от Комитета здравоохранения. Это вызывает вопросы у спикера «Лело»:
«Это не только вопрос Комитета здравоохранения. Повторюсь: МИД должен был работать очень активно, а где же Комитет по иностранным делам? Почему они не думают, что также должены осуществлять надзор?
Где находится Комитет по правам человека? Ведь пандемия также угрожает основным правам человека.
В ответном письме они написали, что «в ближайшем будущем мы планируем обсуждение проблем пандемии, а не конкретно вопрос вакцины. Вакцина будет одной из тем, а не главной и центральной». Согласно плану работы комиссии, это заседание должно было состояться до конца февраля. Уже март, а оно не состоялось.
Нацвлишвили получила еще один, самый развернутый ответ от Администрации президента. Предоставив информацию о 42 телефонных звонках, в ходе которых Саломе Зурабишвили общалась с руководителями разных стран. Однако, по словам Аны Нацвлишвили, «насколько содержание этих разговоров касалось вакцины остается неясным».
«Мои исследования показывают, что это полный провал с точки зрения координации, сотрудничества, контроля. Все умыли руки и успокоились, а страдает народ. Тот факт, что у нас нет вакцины, — это не только безответственность Екатерине Тикарадзе, но и вина всего правительства и всего парламента», — добавила представитель «Лело».
«Пусть докажут, что они работают»
Член оппозиционной партии «Лело» Вато Сургуладзе который был заместителем министра здравоохранения при предыдущем правительстве, сказал, что государство должно сделать все возможное для получения вакцины. Это означает общение как с производителями, так и с дружественными странами.
«Вакцины нет потому, что они не работают. Ничего не сделано из того, что сделали другие страны. Мы не телефонных звонков должны ждать, а сами должны сидеть в Брюсселе, Дели, Мумбаи, США. Мы там должны работать, весь дипкорпус, министр иностранных дел, конечно министр здравоохранения – все должны работать. Пусть подключат и нас, мы тоже можем что-то сделать, но видим только полное игнорирование
Как Украина получила 12 миллионов доз «Астразенки»? Это дружественная страна? Попросите хотя бы 200 000, чтобы начать процесс и вакцинировать врачей…
Это вопрос государственной важности. У Грузии нет более серьезной проблемы, чем эта», — сказал он Netgazeti.
Вато Сургуладзе
Сургуладзе считает что процесс недостаточно прозрачен и что граждане не имеют полную информацию о том, что делает государство, для начала вакцинации. По его словам, есть недостатки в плане перераспределения обязанностей:
«Ответственные лица не определены. Все только комментируют. План [Национальной вакцинации], который они составили, не так уж плох, но это скорее концепция, чем план. Ответственные лица не установлены».
«Очень важно, когда закончится вакцинация»
Акаки Зоидзе, бывший член правящей команды и эксперт в области здравоохранения, также разделяет мнение, что граждане должныбыть более информированы. Так он ответил на вопрос «Нетгазети» о том, насколько хорошо правительство работает, чтобы получить достаточное количество доз.
«Я не могу вам сказать, у меня действительно нет информации об этом, и это плохо, потому что каждый гражданин должен иметь информацию о том, что оно (правительство) делает.
Я понимаю, что это коммерческая тайна переговоров, но, на мой взгляд, необходимо информировать общественность о конкретных шагах, которые необходимо предпринять», — сказал он.
Зоидзе считает, что государство должно вести переговоры с любым производителем, имеющим надежную вакцину.
Акакий Зоидзе, депутат от Грузинской мечты, председатель парламентского комитета по здравоохранению
Акакий Зоидзе также разделяет мнение о важности определения ответственных за процесс, но добавляет, что в национальном плане вакцинации уже есть «схема ответственности». По его словам, больше деталей должно быть отражено в правительственных актах и постановлениях.
«Я призываю [государство] быть еще более активными в общении, объяснять людям, что делается для преодоления этого вызова. На мой взгляд, это главное на сегодня, а не то, будет ли вакцина через 1 или 2 недели.
Разница в 1 неделю не имеет большого значения для сообщества, однако имеет значение с точки зрения того, когда мы закончим вакцинацию.
Это будет 10 или 20 декабря. Это очень важно. Мы должны понимать, что наше освобождение от этих ограничений зависит от того, когда мы закончим вакцинацию 60-70% граждан», — сказал он Netgazeti.
Переговоры с Novavax — что собирается делать государство
Netgazeti спросил директора Центра по контролю за заболеваниями, Амирана Гамкрелидзе, что делает государство для поиска альтернативных источников вакцинации. Он ответил, что «ведется много двусторонних [двусторонних] переговоров» как с компаниями производителями, так и с государствами.
По его словам, американская компания «Novavax» подтвердила, что после получения разрешения готова поставить в Грузию один миллион доз вакцины от COVID-19. Гамкрелидзе отметил, что контракты уже оформляются.
Директор инфекционной больницы Тенгиз Церцвадзе также затронул вопрос доставки миллиона доз Novavax. Он сказал: «Достигнута предварительная договоренность с Novavax о поставке одного миллиона доз. Она запланирована на конец июня. По предварительным данным, нет никаких препятствий».
Кроме того, Амиран Гамкрелидзе упоминает о переговорах «как минимум с 6 странами-членами ЕС» о поставках избыточных вакцин в Грузию. Директор NCDC не уточняет, о каких странах идет речь.
«Количество определено. Я не могу назвать количество без их согласия, однако, как я сказал, около 6 стран ЕС вступают в механизм уступок, и есть письменное подтверждение. Но мы не знаем дат, потому что, как вы знаете, у самого ЕС есть проблемы с получением необходимых доз», — добавил он.
Амиран Гамкрелидзе отвечает на вопрос, является ли план вакцинации 60% взрослого населения до конца года все еще реалистичным в свете недавних задержек:
«Это реально, если, конечно, будет получено соответствующее количество вакцин. Мы должны действовать вместе. 60% — это не большая проблема. Это амбициозный план, но он сработает, если мы все будем работать вместе».
Директор NCDC не считает, что у государства есть проблемы с оповещением общественности по поводу процесса вакцинации.
«Разве мы не открыты? Разве не ответили на все вопросы? » — сказал он Netgazeti, когда мы спросили, насколько он открыт обществу, когда речь идет о процессе получения вакцин.
Он сказал, что «борьба с ковидом — это вопрос вне политики», и система готова прислушаться к советам, но «советы должны основываться не на зарабатывании баллов и не на политических целях, а должны быть основаны на реальных и обоснованных доказательствах».