Одно из самых известных исторических зданий Тбилиси на грани разрушения
«Предполагаем, это будет не рентабельно», — так Министерство культуры Грузии оценивает перспективу укрепления части здания Художественного музея им. Шалвы Амиранашвили.
В настоящее время, состояние одного из самых старинных исторических зданий Тбилиси находится в плачевном состоянии.
Музей расположен рядом со зданием «Панорама», являющегося бизнес проектом экс-премьера Бидзины Иванишвили. Фасад исторического здания практически не виден за строительной оградой. «Панорама» закрывает вид на объект культурного наследия построенного в 1830 годах.
Музей, в котором до 2021 года хранилось более 30 тысяч экспонатов, практически опустел. Министерство обвиняет в разрушении здания предыдущее правительство и не отвечает на вопрос — что оно само собирается предпринять. Не известно, планируются ли работы по укреплению здания или его разрушение продолжится на фоне бездействия властей.
Художественный музей и «Панорама Тбилиси». Фото: Нино Бидзинашвили/Netgazeti
Что хранится в художественном музее?
В стационарных экспозициях музея представлены в основном произведения искусства от средневековья до 20 века, особое место занимает золотой фонд, в котором представлены уникальные изделия грузинского ювелирного дела и перегородчатой эмали VIII-XIX веков (VIII-XV вв.). Церковные изделия, изысканные образцы художественной вышивки, а также образцы средневековой грузинской архитектуры, монументальные росписи и мозаики, скульптура, иконопись, резьба по дереву. В музее хранится коллекция произведений Нико Пиросманашвили (146 картин), работы Гиго Габашвили, Якоба Николадзе, Ладо Гудиашвили, Давида Какабадзе и других грузинских художников, а также живописцев из России XVIII-XIX веков, различных стран Европы (Лукас Кранах и др.). Здесь же хранилась богатейшая коллекция портретов народов Востока, в том числе королевские портреты династии Каджаров.
Бывшее здание Тбилисской духовной семинарии. В настоящее время Художественный музей им.Амиранашвили. Фото из коллекции Алефтера Лапачи.
Что говорят в министерстве, и что планируют предпринять?
В Минкультуры хорошо осведомлены о том, что музей Шалвы Амиранашвили необходимо спасать и он находится в плачевном состоянии.
Согласно решению министра культуры Теи Цулукиани, эвакуация сотрудников из поврежденного здания музея должна быть завершена к 5 февраля 2022 года.
По заявлению министерства, новое временное пространство для сотрудников музея должно быть выбрано до 5 августа 2021 года, а реконструкция музейных помещений и перенос музейных экспонатов должны быть завершена в период с 5 августа 2021 года по 5 февраля 2022 года.
В своем заявлении министерство также упоминает состояние здания.
«Согласно заключению ряда проверок и оценок, хранить экспонаты здесь опасно. Кроме того, в здании опасно находится персоналу. В частности, повреждены несущие конструкции, фундамент здания стоит в воде и у нас такая опасная ситуация, что каждый день может быть фатальным. В результате национальным сокровищам страны будет нанесен значительный материальный и нематериальный ущерб».
Кроме того, в нем говорится следующее:
«Что касается обследования, проведенного в главном здании музея (так называемая бывшая семинария), то согласно заключению о состоянии здания:
Усиление флигеля здания по улице Гудиашвили будет связано с очень большими техническими трудностями и затратами, усиление вряд ли будет рентабельным;
На флигеле по улице Пушкина наблюдаются большие отклонения, деформации и изломы несущих конструкций, не позволяющие поддерживать и укреплять эту часть здания; Можно укрепить только центральный вход в здание;
Под фундаментом здания протекают техногенные и атмосферные воды. В здании также нет антисейсмических поясов ни на крыше мезонина, ни на уровне кровли, поэтому оно не соответствует основным сейсмическим нормам», — говорится в официальном заявлении.
Минфин использует в качестве аргумента «плачевную ситуацию» и делает заявку (SMP210002083) на приобретение исследовательской лаборатории по изучению живописи и графики по упрощенной схеме за 166 492 лари.
В заявлении министерства указывается необходимость в наличии такой лаборатории:
«Учитывая интересы музея и хранящихся в нем экспонатов, было принято решение о немедленной эвакуации экспонатов. Приказом Министра культуры, спорта и молодежи Грузии N14916 от 15 июля 2021 года утвержден план мероприятий по введению особого режима управления в Грузинском государственном художественном музеем им. Шалвы Амиранашвили. Одобрен перевод сотрудников в безопасное место и эвакуация экспонатов. Это решение основано на заключении специальной миссии ЮНЕСКО, и крайне важно, чтобы до начало эвакуации и перемещения было заранее определено. Определено также нуждается ли какой-либо из них (экспонатов) в срочных консервационно-реставрационных работах, которые могут проводиться только по высоким технологиям в специально оборудованной научно-исследовательской лаборатории. Реализация этих действий внесет значительный вклад в осуществление плана действий в оптимальные сроки.
На сегодняшний день в Грузии нет научно-исследовательской лаборатории высоких технологий, в которой могли бы проводится тщательные исследования культурных ценностей, для определения их статуса и подлинности.
Таким образом, создание научно-исследовательской лаборатории, оснащенной новейшими технологиями, призвано решить все проблемы, которые также связаны с изучением, регистрацией и внесением в реестр культурных ценностей, предметов искусства хранящихся в грузинских музеях, частных коллекциях и других хранилищах».
К документации по закупке прилагается письмо директора музея Ники Ахалбедашвили. В документе, адресованном заместителю министра Сосо Гиоргадзе, Ахалбедашвили пишет, что о плачевном состоянии здания они узнали лишь в июне. Поэтому «при планировании бюджетного года предполагать наличие такой необходимости было невозможно».
В ответ на критику министерство обвиняет в коллапсе предыдущее правительство.
После того как информация о сносе музея была обнародована и ведомство подверглось критике, 22 июля, министерство выступило с очередным заявлением, в котором обвинило предыдущее правительство в нынешнем состоянии музея.
Однако ведомство не указало, что оно планирует сделать для сохранения здания. Неизвестно, что будет и с планом реабилитации, опубликованным на сайте Национального музея. На наши вопросы в ведомстве не ответили.
Мнение искусствоведа
Искусствовед Тамар Амашукели рассказала Netgazeti об историческом значении здания и необходимости его сохранения. Она поведала, что здание построил Якоб Зубалашвили в конце 1830-х годов по проекту швейцарских архитекторов. Позже здание было куплено церковью и с 1910 по 1911 год, здесь размещалась семинария.
В 1917 году в здании располагалась гостиница «Царские номера», а период Советского Союза — «Палас-отель». В рекламе 1923 года говорилось: «Это самый большой отель в городе с лучшим рестораном европейской и азиатской кухни, собственной парикмахерской, ванными комнатами и большим декоративным садом».
В 1930-х годах государство закрыло отель и передало здание государственному агентству, а в 1952 году оно приобрело функцию художественного музея.
«Очень жаль, что мы говорим о ценности и важности этого здания, кажется, это должно быть всем и так понятно. Его ценность очень высока как в архитектурном, так и в историческом плане, с ним связано множество интересных событий и фактов.
Я больше не говорю об архитектурном значении. В частности, о большом значении влияния европейской архитектуры в Тбилиси, о том, как европейская архитектура была преобразована, как она была адаптирована к Тбилиси и как это повлияло на создание совершенно другого, уникального города. Города, в котором мы живем. Поэтому слово «убыточный» здесь как минимум непонятно», — пояснила Амашукели Netgazeti.
Тамар Амашукели. Фото: «Батумелеби»
«Если бы поступил заказ и было проведено исследование, что дешевле, конечно, оказалось бы, что гораздо дешевле снести здание и построить новое, но здесь речь идет не только о здании, это архитектурное сокровище для Грузии и Тбилиси, как и те сокровища, что хранящиеся в этом музее.
Поэтому слово «рентабельно» здесь совершенно неактуально. Мы говорим о культурном наследии и памятнике культурного наследия в силу его важности для истории страны, для культурного наследия нации и для исторической памяти нации.
Здесь неуместно говорить о том, сколько «будет стоить» обслуживание. Здесь мы говорим о сохранении памяти. Чтобы сохранить то, что передали нам наши предки, и что мы обязаны передать это будущим поколениям.
Судя по тому, что дешевле, тогда снос всех построек и строительство новых обойдется дешевле. Тогда давайте сделаем это, снесем все и построим заново», — сказала Амашукели, добавив, что единственный выход на данный момент это разработать проект по укреплению здания, над которым должны работать профессиональные реставраторы и дизайнеры.
Художественный музей в настоящее время. Фото: Министерства культуры.