Как живет армянский предприниматель в Грузии?
35-летний Хаик Асрянц впервые приехал в Грузию в 2008 году в качестве туриста, а в 2011 году решил переехать в Грузию. Он прожил в Тбилиси девять лет, последние полгода живет в Батуми и до сих пор ни разу не пожалел о своем решении остаться в Грузии.
Хаик говорит, что посетив, старый Тбилиси, он был очарован этими местами.
Почему Грузия стала моим домом
«Когда я рассказал членам своей семьи о своем решении, первым вопросом было — почему Грузия? Почему, скажем, не в какую-нибудь европейскую страну, США или Канаду? В какой-то мере этот вопрос возник из-за воспоминаний о Грузии 90-ых годов, когда Грузия считалась не безопасной и криминальной страной. Но потом, когда они приехали в гости, то увидели совсем другую, новую Грузию», — рассказывает Хаик.
Он любит путешествовать, поэтому практически посетил все уголки Грузии. Он несколько раз был в Кахетии, Телави и говорит, что хорошо знает эти места. Он также посетил Самегрело, Рачу и Сванети.
«Куда бы я ни поехал, мне нравятся все уголки Грузии с ее природой, лесами, озерами. Иногда мне кажется, что местные жители должным образом не ценят все это. Когда вы путешествуете, лучше выключите смартфон и посмотрите вокруг, какая удивительная природа в Грузии», — говорит Хаик.
Хаик последние полгода живет в Батуми. По его словам, ему нравится атмосфера Батуми, люди, архитектура и море, несмотря на субтропические дожди.
Иногда раздражают пробки на улицах, особенно в дождь. В такое время он часто арендует скутер, но в основном по городу ходит пешком.
«Однажды у меня украли скутер, но полиция не смогла его найти» — Хаик не может вспомнить другие неприятные случаи, связанные с Батуми.
Единственное, о чем болит сердце — это застройка города.
«Многие известные здания на самом деле довольно не красивы. Часть города искажена высотками. Вы, наверное, ничего не сможете с этим поделать, но вы можете решить проблему с пробками на дорогах и проблему с озеленением города» — говорит он.
Если вы решили здесь жить, вам нужно выучить грузинский язык.
«Тем, кто хочет жить в Грузии, советую изучать грузинский язык. Я выучил грузинский алфавит за 10 дней и уже начал читать.
«Когда я гуляю по улицам, могу отличить, магазин от аптеки, и прочитать меню в ресторане. Признаться, я пока плохо говорю, но все понимаю. Каждый день я учу новые слова и фразы», - говорит Хаик.
Я считаю, что грузины и армяне недостаточно знают друг друга.
«Грузинская культура разнообразна и гостеприимна, поэтому я бы не назвал ее ксенофобной. Я думаю, что такое есть в любом другом обществе. Это индивидуальная проблема, проблема отдельных людей, и, к сожалению, у меня тоже были контакты с такими людьми, но в основном я читаю ксенофобские комментарии в социальных сетях.
Вам решать, участвовать в обсуждении и доказывать, что он ошибается, или просто игнорировать . Я чаще игнорирую», — делиться бизнесмен.
При этом Хаик оптимистично настроен по этому вопросу и считает, что люди изменят отношение: «Они научатся не сортировать людей по этнической принадлежности или другим признакам. У меня есть грузинские друзья, и это вселяет в меня надежду «.
По словам Аика, тот факт, что у грузин и армян до сих пор неправильное представление друг о друге и объясняет отсутствие попыток установить нужный контакт.
«Однако в последнее время это отношение, как будто меняется. Армяне часто ездят в Грузию. Например, до начала пандемии почти миллион армян посетили Грузию. Они встречаются и общаются. Чаще приезжает молодежь. Грузины Армению редко посещают. Молодежь влечет ночная жизнь, ночные клубы, но я не вижу их участие в бизнесе и туризме». — говорит Хаик.
Любой бизнес в любой стране сопряжен с трудностями
«В любой реальности бизнес сопровождается вызовами. Одна из наших самых больших проблем — привлечь в команду новых людей. Грузины талантливы, но предпочитают работать полный рабочий день в стабильной и уютной обстановке. «Трудно найти мотивированных людей для работы в небольшой корпоративной среде.
До переезда в Грузию работал в сфере маркетинга и продаж. А также в сфере коммуникаций и IT. В то же время я помогал стартапам выходить на рынок. После переезда в Грузию я начал работать консультантом в рекламной компании. В конце концов я решил сосредоточиться на своей любимой работе, я предприниматель и уже четыре года помогаю стартапам.
Пандемия коронавируса вызвала у нас некоторые проблемы, но мы не останавливались и продолжали работать в сети.
«Кухня кажется похожей, но все же отличается»
«Грузинская и армянская кухни кажутся похожими, но все же они отличаются. Мне нравится грузинская кухня, потому что в ней много мяса и сыра.
Конечно, люблю хинкали, шашлык, хачапури — все. К кубдари у меня было равнодушное отношение, но я заново открыл его, когда был в Сванети.
Здесь можно заказать все, или приготовить самому. Но у нас в Армении есть несколько блюд, по которым я часто скучаю. Здесь я их нигде не видел. Поэтому было бы хорошо, если бы в Грузии были армянские рестораны. У меня здесь много друзей-армян, и, может быть, они в этом направлении что-нибудь предпримут.
В целом, пребывание в Грузии делают комфортным сочетание таких ценностей как качество жизни, люди, кухня и климат», — заключает Хаик.
Материал подготовлен при посредничестве Института толерантности и многообразия (TDI), а также Международной организацией по миграции (IOM) и Министерства иностранных дел Норвегии.