Новости Грузии

Ситуация между Арменией и Азербайджаном спустя год после осенней войны 2020 года

Автор: Грант Микаелян, Ереван


Общий политический фон

27 сентября 2020 года Азербайджан при поддержке Турции начал военную операцию по захвату Нагорного Карабаха – или, как считают в Баку, возвращению своих территорий. Эта операция длилась 44 дня и стала одной из самых кровопролитных войн последнего времени, где за 44 дня по официальным данным с обоих сторон погибло 7 тысяч человек, а по более полным неофициальным оценкам, численность погибших приближается к 12 тысячам человек.

Эта война закончилась полной победой Азербайджана и капитуляционным соглашением, подписанным сторонами при посредничестве России. В ходе боевых действий, Азербайджан занял примерно 3,800 кв. км. территории и еще 4,700 кв. км. он получил по результатам трехстороннего «Заявления», подписанного 10 ноября и других промежуточных соглашений.

Несмотря на то, что многие эксперты считали, что конфликт не имеет военного решения, Азербайджан сумел его добиться. Тому есть очень много причин, среди которых политическая устойчивость в Азербайджане и нестабильность в Армении, высокие нефтяные доходы в Азербайджане и постоянный бюджетный дефицит в Армении, а также благоприятная внешнеполитическая конъюнктура, где Азербайджан получил прямую поддержку Турции и косвенную со стороны очень большого числа игроков, а Армения осталась одна, имея лишь моральную поддержку нескольких стран, напрямую не вовлеченных в региональную политику.

Со стороны можно было бы ожидать, что ситуация за этот год стабилизировалась бы и Азербайджан, получивший то, за что боролся десятилетия, предложил бы Армении формат сотрудничества, в котором возможно было бы преодоление войны и строительство более прочного мира в регионе. Однако это не произошло, и давление на Армению усиливалось.

В Армении на фоне внутриполитической турбулентности, слабой кадровой политики и отсутствия стратегической перспективы, так и не выработана концепция внешней политики. С конца мая по конец августа, у Армении вообще не было министра иностранных дел, а также его заместителей. Министр подал в отставку на фоне закулисных переговоров, против которых выступал, то же сделали и заместители, а замену им не могли найти вплоть до конца лета.

В Азербайджане хорошо понимают, что период слабости Армении не бесконечен и пытаются извлечь из этого максимум пользы. 12-19 мая Азербайджан занял новые территории в пределах уже советских республиканских границ – около 110 кв. км. В Азербайджане остается около 150 пленных армян, регулярно подвергающихся пыткам, в обмен на 30 пленных Азербайджан получил карты минных полей большей части занятых им территорий Карабаха. Кроме того, заняв в ходе послевоенных переговоров ряд стратегических точек, Азербайджан взял под контроль дорогу между Арменией и Ираном, и в течение сентября регулярно перекрывал ее, устанавливал сборы с водителей и т.д., так что это привело к противостоянию с самим Ираном.

Повестка сторон конфликта

Один из пунктов повестки Азербайджана является следующим: установление сухопутного коридора через территорию Армении, так чтобы этот коридор соединял Турцию и Нахичеванскую автономную республикой с остальной территорией Азербайджана. В турецкой прессе встречаются заявления о том, что коридор должен быть мультимодальным и включать в себя не только автодорогу, но и железную дорогу, а также трубопроводы, таким образом создавая неконтролируемый для армянской стороны поток, в свою очередь конкурирующий с грузинским транзитным коридором.

Другая проблема, интересующая Азербайджан – это подписание всеобъемлющего соглашения, закрепляющего капитуляцию Армении, а в ходе этого занятие новых территорий, включая территории Азербайджанской ССР, все еще находящиеся под контролем Армении, а также сухопутную связь с ними. Следует учитывать: в ходе войны 1992-4 гг., часть территории Азербайджана вне Карабаха перешла под контроль Армении, а часть территории Армении перешла к Азербайджану – примерно по 300 кв. км. в обе стороны, в результате чего выровнялась линия границы, которая далеко не везде соответствует тому, что можно увидеть в виде границ, чаще всего обозначаемых на карте. Теперь Азербайджан хочет вернуть те территории, которые он потерял в ходе первой войны, сохраняя контроль над территориями, которые приобрел.

Еще одна повестка Азербайджана – это установление контроля над всеми транспортными путями, связывающими Армению с миром. Разумеется, таковыми будут дороги в направлении Турции и Азербайджана в случае их гипотетического открытия. Но есть очевидная заявка и на контроль дорог в направлении Грузии и Ирана. Уточнение границы на северном направлении, в уже обозначенных участках приведет к тому, что одна из основных дорог в Грузию попадет под контроль Азербайджана в одном-двух участках. А дорога в сторону Ирана уже под контролем Азербайджана на целом 22-километровом участке.

Для того, чтобы завершить описание позиции Азербайджана, надо сказать, что там нет альтернативных точек зрения относительно того, как надо вести себя в отношении Армении. Тому три причины: а) правительство Алиева реализует национальные цели так как они понимались, что исходно задает планку консенсуса, б) в виду деспотического характера режима, там заглушаются любые альтернативные голоса и те немногие, кто были бы готовы выступить открыто, оказываются в тюрьме или уезжают за рубеж, в) интенсивная пропаганда выполняет сразу несколько целей – объясняет политику правительства населению, объясняет, что именно эта политика не имеет альтернатив, и что лучше всего ее реализует нынешнее правительство, и ориентирована эта пропаганда в первую очередь на спектр вопросов в отношениях Азербайджана и Армении.

В это время, в Армении нет единой позиции по поводу всего комплекса проблем, связанного с конфликтом. Позиция властей заключается в том, что необходимо любой ценой установить отношения с Азербайджаном. Ради этого они готовы пойти почти на все требования Алиева, о чем неоднократно публично заявляли. Единственным исключением является коридор, который должен связать Турцию и Азербайджан, и который должны контролировать российские пограничники. Нынешние власти против такого коридора. Причем по большинству вопросов, эту позицию они имели еще до прихода к власти, как можно увидеть в статьях Пашиняна в его газете, публикуемых еще с конца 1990-ых гг.

Есть и альтернативная позиция — мнение людей, выступающих против этой концепции и зачастую против самого Пашиняна. В реальности эту платформу поддерживает половина общества, что немало; но почти столько же людей против этого; по некоторым вопросам — большинство, причем это восприятие довольно сильно привязано к внутриполитическому контексту.

Что же касается армянского государства, то как уже показано, оно на сегодня нефункционально до такой степени, что министерство иностранных дел просто не в состоянии высказать свое мнение, и даже назначение на должность министра соратника Пашиняна Арарата Мирзояна не помогло с созданием выверенной внешнеполитической линии и ее донесением до общества и внешнеполитических партнеров.

Текущие события, эскалация Азербайджана с Ираном и как это связано с армяно-азербайджанским конфликтом

На протяжении последнего месяца, ситуация на границе Армении и Азербайджана не только не стабилизировалась , но и продолжала эскалировать.

На протяжении августа неоднократно происходил рост напряжения между Азербайджаном и Россией, поскольку в Азербайджане переоценили степень своего успеха и пытались добиться новых продвижений там, где это уже вызывало вопросы относительно легитимности российских миротворцев. Ильхам Алиев сделал несколько острых заявлений относительно российских действий на Южном Кавказе. В Армении возникли надежды на то, что отношения России и Азербайджана ухудшатся, в результате чего Россия станет более внимательной к интересам Армении. Однако в итоге стороны спустили конфликт на тормозах. Представитель России в ООН Небензя заявил, что, хотя Турция и выступает с позиции односторонней поддержки Азербайджана, но Россия такого делать не будет, и останется арбитром. На протяжении сентября из Азербайджана было направлено множество сигналов в Москву о том, что Азербайджан уважает роль России в регионе и на данный момент отношения Баку и Москвы можно считать стабильными.

В середине сентября Азербайджан установил свой пост на юге Армении, на дороге между городами Горис и Капан, участок которой оказался под контролем Азербайджана с начала 2021 года. Но эта дорога является не только междугородней, но и межгосударственной, соединяя Армению с Ираном, а это, в свою очередь, представляет собой транзитный коридор “Север-Юг”, далее продолжающийся в сторону Грузии и раздваивающийся в сторону Евросоюза по морю и России по сухопутным маршрутам.

Это в свою очередь вызвало ярость Ирана, поскольку новосозданный пост принялся взимать пошлину с иранских грузовиков, ограничивать их движение, и Иран встал перед угрозой потери транзитного маршрута на север. Вдобавок к этому, уже на протяжении нескольких месяцев Азербайджан осваивал и милитаризовывал приграничную зону с Ираном, то есть территории, занятые у Нагорного Карабаха осенью 2020 года.

Из Тегерана прозвучали очень острые заявления, на границе прошли масштабные учения с мобилизацией 50 тысяч военных. В ответ, Турция и Азербайджан стянули свои силы к границам с Ираном. Иран запретил пролет азербайджанских самолетов над своей территорией, после чего в последние дни они начали летать над армянской территорией.

Ирано-азербайджанское противостояние все еще остается острым. Важной причиной этого является также и то, что Иран совсем не ожидал таких результатов войны, а также того, что проживающее на севере Ирана азербайджаноязычное меньшинство поддержало Азербайджан, в его числе оказались агенты разведки Азербайджана, корректировавшие и направлявшие огонь, проводились акции протеста, перекрывалась магистраль Армения-Иран уже на территории Ирана.

По результатам этого короткого, но интенсивного противостояния, можно сказать, что Иран уже де-факто стал игроком в зоне Карабахского конфликта и увеличил свое участие в делах Южного Кавказа. В Армении резко вырос интерес к отношениям с Ираном, как и наоборот. Однако в действительности общей повестки у Армении и Ирана нет, по крайней мере на данный момент.
А вот по остальным вопросам, существующим между Арменией и Азербайджаном ситуация пока “застряла”. Судя по визиту Пашиняна в Грузию, есть и два параллельных трэка неофициальных переговоров между Арменией и Турцией и Арменией и Азербайджаном. Результаты этих переговоров могут проявиться в будущем, но со стороны Армении какого-либо серьезного продвижения нет. Причина, скорее всего, в опасениях армянского руководства относительно внутриполитических последствий этого, а также неоднозначной внешнеполитической конфигурации.

Как бы там ни было, и спустя год после войны, вопросы продолжения войны в новых условиях вновь возникают, что говорит о том, что ситуация далека от урегулирования. Вероятность войны сегодня не так уж велика, но, к сожалению, какой-либо возможности прогнозирования на сегодня нет.


Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.

Ситуация между Арменией и Азербайджаном спустя год после осенней войны 2020 года

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.