Батуми начала XX века глазами итальянского дипломата
Луиджи Виллари — итальянский историк, дипломат и путешественник.
Родился он в 1876 году. Работал в Министерстве иностранных дел Италии, параллельно занимаясь журналистской деятельностью. В 1906-10 годах служил вице-консулом Италии в трех крупных городах США: Нью-Орлеане, Филадельфии и Бостоне.
До отъезда в Америку он побывал в Российской империи и в 1905 году посетил Грузию. Виллари написал немало книг о путешествиях, в их числе книга под названием «Огонь и меч на Кавказе».
Произведение занимает почти 200 страниц. В нем Виллари описывает Батуми, Кутаиси, регион Гурия, а также Тбилиси времен 1905 года. Немало писал он и об Армении и Азербайджане.
В третьей главе книги Виллари рассказывает о Батуми. Аджарской столице он посвятил семь страниц.
Луиджи Виллари
Приезд Виллари в Батуми совпал с забастовками рабочих. Он детально рассказывает об этом событии и пишет, что «в отличие от забастовок в Петербурге батумцы сразу же перешли к насильственному методу протеста» и по этой причине город долго не мог вернуться к привычному образу жизни.
В книге помимо записей есть фото изображающие как сам город, так и его окрестности.
Вот, что писал итальянский путешественник о Батуми 1905 года.
Обложка англоязычного издания книги
Луиджи Виллари, Батуми [адаптированный перевод]
С раннего утра [на горизонте] Батуми, открывается очень красивый вид. Этот великолепный залив окружают холмы, покрытые тысячами растений и бархатистой травой. К северу опускается заболоченная равнина, за которой какое-то время можно видеть Кавказ.
К югу и востоку до границы с Турцией тянутся фиолетовые, голубовато-розовые горы Аджарии. Туманные скалистые мысы анатолийских гор уходят в море.
Батуми построен на равнине вокруг порта. Если вы посмотрите на город с корабля, то увидите бело-коричневые дома в окружении тропических растений. В порту всего несколько судов, так как с марта в городе почти сплошные волнения, торговля приостановлена. Батумский залив считается лучшим портом на этом побережье.
Мой отель напоминает мне Турцию. Франкоязычный переводчик с сомнительным прошлым, великолепные восточные ковры, крашеные железные кровати и сломанная мебель, которая, возможно, принадлежала отелям в Скопье и Салониках.
Главная достопримечательность Батуми — бульвар. Во всех российских городах есть сквер или парк разных масштабов, называемый бульваром, Александровским или городским садом, где играет оркестр и гуляет народ.
В провинциальных городах большинство таких мест обустроены безвкусно и скучно с неухоженными растениями, нецветущими кустами и безжизненными деревьями, но Батумский бульвар это чудо.
Это широкая аллея с акациями. Пальмы, кактусы, бананы и другие растения умеренного пояса также процветают. Прекрасные виды открываются на эвксинос [имеется ввиду Черное море -прим.ред.] цвета индиго.
Гамма насыщенных цветов зеленого, синего и мерцающего фиолетового, загруженные паромы и сжатый воздух создают исконно восточную атмосферу.
Если вы пересечете бульвар, то увидите еще более изящный сад, украшенный редкими деревьями, странными тропическими цветами и зеленой травой. Здесь есть небольшое озеро, отделенное от моря узкой полосой. На закате вода светится золотым, красновато-розовым.
Батуми 1905 года. Мусульмане возвращаются с молитвы
Лиственные ветви склоняются к озеру от деревьев, их тени падают на зеркальную поверхность воды. Можно подумать, что деревья целуют поверхность озера, а тростники разных форм и цветов, поднимаются из воды им навстречу.
Высокие стройные пальмы предстают силуэтами на фоне линии горизонта. По песчаной полосе идет череда верховых казаков — лошадей ведут пить воду. Пропитанное завораживающими тонами зрелище напоминает Индию и Египет.
Воздух тяжелый, витает запах сырости. К чему бы вы ни прикасались, все мокрое и липкое, как смола, лужи и растения дымятся, люди здесь чувствуют себя усталыми и истощенными. Символы российской власти — казаки — снова куда-то направляются, их смертельный враг — малярийный комар — здесь, на поверхности воды.
Правительство России много сделало для улучшения климата Батуми — осушило болото для оздоровления города. Медицинские пункты открыты на Зеленом мысе и других болотистых местах, но рано или поздно жители города все равно становятся жертвами лихорадки.
Из порта идет ужасный запах. Открытые, рыхлые канализационные трубы идут в море.
До российской оккупации Батуми был деревенским поселением, населенным в основном турками, где-то греками и другими. Сейчас в городе проживает около 30 000 человек разных религий и национальностей: 10 000 турок, около 10 000 грузин — гурийцы, мегрелы, имеретинцы и мусульмане аджарцы; 7000 русских — в основном солдаты и чиновники; число иранцев, греков, армян и других национальностей колеблется от 3 000 до 5 000 человек.
Крестьяне-гурийцы приезжают в город, когда нужна рабочая сила и есть работа. При сборе урожая или когда в городе больше нет работы, они возвращаются домой.
Не так много городов, где можно увидеть вместе столько людей разных национальностей — от брюнета-иранца до блондина-русского.
Молитва мусульманина
Во всех портовых городах Восточного Средиземноморья есть грабители, но Батуми заслуживает пальму первенства со всеми его проявлениями преступности. Убийства, грабежи и поджоги зданий здесь обычное дело. О преступлениях, совершенных высокопоставленными людьми, рассказывают невероятные истории.
Процветание Батуми было обусловлено тем, что город стал центром внешней торговли Кавказа.
Нефть транспортируется из Баку по железной дороге и трубопроводам. В Батуми нефть отправляется танкерами или вывозится в специальных жестяных ящиках. Производство этих ящиков стало очень важной промышленной деятельностью.
Самая большая фабрика по производству жестяных коробок в Батуми принадлежит Ротшильдам — владельцам крупных нефтяных месторождений в Баку, заинтересованных в экспортном бизнесе. На их заводах в Батуми работают тысячи людей.
Когда я приехал, казалось, будто везде царил мир, но город находился в осаде, а полиции нигде не было. Не пройдет и дня, чтобы кого-нибудь не убили на улице, но никого не арестовали. Существовал террористический комитет, который официально не принадлежал ни к какой партии, но, вероятно, был связан с революционными социалистами.
Чакви. Высушивание чайных листьев
В одном из окрестных районов, в основном населенном людьми сомнительной репутацией, жил один человек, к которому обращались как к настоящему губернатору, в отличие от официального российского губернатора.
Его очень уважали, и было очевидно, что его слову подчиняются.
Метод действий террористов был прост. Отдавался приказ о забастовке рабочих того или иного завода; Мужчины молча повиновались и убивали любого управляющего или сотрудника, который пытался помешать забастовочному движению.
В некоторых случаях они садились на корабль и приказывали рабочим прекратить работу в порту.
Я провел прекрасные дни в Батуми, побывал в городе и его прекрасных окрестностях. Не забыл я и о княжеских поместьях в Чакви, где один китаец управляет большими чайными плантациями.
Каждое утро я принимал теплые, приятные ванны у моря и купался в специально обустроенной ванне.
По вечерам на бульваре играл военный оркестр, и, несмотря на убийства, общую тревогу и страх, что бомба может взорваться в любой момент, люди все еще гуляли и слушали мелодии «Кармен», «Трубадур».
Гуляли грузины в Чохах и Кабалахах, темнокожие иранцы в синих мундирах, жандармы, дикие казаки и красивые аджарцы. Кое-где в толпе можно было увидеть мужчин и женщин, одетых на европейский лад — русских или европейцев.
Люди, гулящие по бульвару, проявляли доброжелательность, были готовы сегодня по-дружески отужинать за одним столом, а завтра перерезать друг-другу глотки.