Предложение Мелия и дилемма Гахария — интервью
Председатель «Единого национального движения» (ЕНД) Ника Мелия заявляет, что его партия готова поддержать кандидатов партии Гиоргия Гахария (экс-премьер Грузии, ныне лидер партии «За Грузию») на пост председателя оппозиционного Сакребуло.
Однако в этом предложении есть одна оговорка: это произойдет только при условии, что в различные советы будут назначены члены оппозиции, а не представители «Грузинской мечты».
Netgazeti поговорил на эту тему с Ираклием Мелашвили, бывшим главой департамента по связям с регионами и органами местного самоуправления канцелярии правительства и экспертом по вопросам самоуправления.
- Г-н Ираклий, с одной стороны, для Гиоргия Гахария есть определенный риск. Так если он заключит тактическое соглашение с ЕНД, представители «Грузинской мечты» назовут его «союзником ЕНД». А с другой стороны, если он этого не сделает, он усилит подозрения, в том, что он далек от оппозиции. Как в таком случае должен ответить Гахария на предложение Ники Мелия?
Абсолютно убежден, что если будет достигнута пакетная договоренность и стороны распределят обязанности в горсовете и поделят позиции в соответствии с полученными интересами, это будет правильный шаг.
Они должны это сделать, потому что эту уродливую конфронтационную систему, установленную в Грузии, в которой один победитель получает все, необходимо изменить.
Насколько мне известно, вся оппозиция в Дманиси предлагала правительству разделить власть, но правительство отказалось, и теперь на представителей оппозиции оказывается давление с целью получить дополнительный голос за «Грузинскую мечту».
Для сторон действительно лучше разделить между собой ответственность за управление муниципалитетами, чтобы не ввергнуть муниципалитет в кризис.
Что касается политической выгоды, политическая выгода для партии Гахария и всех остальных будет, если они создадут новый прецедент для сотрудничества в грузинской политике, и эта уродливая система, созданная в 2005-2006 годах, закончится.
Поэтому я думаю, что Гахария от этого ничего не потеряет.
- Избиратели Гахария, вероятно, тоже против ЕНД. Разве это не электоральный риск для него в этих обстоятельствах?
Да, его окружение против ЕНД, но те избиратели Гахария, которые хорошо мыслят, также осознали, что он не может победить на выборах в одиночку. Если избиратель просит его стать единоличным правителем, как например «Национальное движение» в свое время, а теперь «Грузинская мечта», то в чем разница?
Нам нужны политические лидеры, которые предлагали бы избирателям и общественности именно то, что нужно обществу, а не радикальные, пусть даже проправительственные группы, потому что другого выхода нет.
В этой стране мы должны раз и навсегда понять, что если в грузинской политике существует синдром постоянной конфронтации, то мы продолжим это 30-летнее противостояние, которое разрушает эту страну и ее политическую жизнь.
Так что я не думаю, что это электоральный риск для Гахария. Самый большой электоральный риск для него состоит в том, что он останется абсолютно дисфункциональным.
Ираклий Мелашвили. Фото: «Радио Свобода»