Что происходит в оккупированном Херсоне. Горожане до и после противостояния с войсками РФ
3 марта российские войска взяли под контроль украинский город Херсон. Это был первый стратегический город, который Россия смогла захватить с начала войны в Украине. В оккупированном Херсоне так и не состоялся митинг за создание «ХНР».
На центральную городскую площадь, он же Майдан Свободы, вышли тысячи горожан с украинскими флагами, не побоявшись вооруженных российских военных.
В СМИ циркулируют видео, которые показывают, как украинское население сопротивляется оккупационным российским войскам. В некоторых случаях горожане пытаются голыми руками перекрыть движение колонн боевой техники.
Журналист Дементий Белый, находящийся сейчас в Херсоне, рассказал Netgazeti об оккупации, акции сопротивления горожан и гуманитарном кризисе, на фоне которого согласно плану кремля, оккупационные силы старались «присоединить херсонцев к Крыму».
Первого марта начались бои за город. Вошли российские войска. Полтора дня шли уличные бои. Погибло, по предварительным подсчетам, около ста человек, может даже чуть больше. Представители территориальной и самообороны, принимавшие участие в боях, были плохо вооружены, но попытались противостоять русским захватчикам. Они погибли, это была страшная смерть, страшное горе для города Херсон.
У нас два дня просто так расстреливали горожан, они погибали под взрывами бомб и снарядов. Русские стреляли по квартирам. У нас есть несколько таких случаев смерти [граждан]. Расстреливали машины, погибла семья, ехавшая из Зеленовки (укр. Зеленівка). Убили женщину, идущую в аптеку — ей в спину был выпущена автоматная очередь.
У нас очень тяжелая ситуация с продовольствием и лекарствами. Горожане находятся в тяжелом состоянии, мы ожидаем гуманитарную катастрофу.
По улицам на бронетранспортерах ездят оккупанты. Это все гнетуще действует на жителей Херсона. Поэтому, сегодняшний митинг был очень важен. Херсонцы показали, что мы не боимся, мы считаем, что Херсон является украинским городом.
3 марта распространились слухи, что привезут из Крыма гуманитарный груз и после получения благотворительной помощи якобы «благодарные херсонцы» попросятся в Россию, будут просить присоединить Херсонскую область к Крыму. Эта информация стала распространяться по социальным сетям. И вот, когда на центральную площадь города приехали эти белые машины с гуманитарной помощью, к ним почти никто не вышел.
Там было несколько десятков человек — пожилые люди. Большинство жителей проигнорировали эта помощь. И машины уехали. Вместо пророссийского митинга херсонцы вышли на митинг с украинскими флагами и заявили, что Херсон — это Украина.
Показали целую колонну по российским федеральным каналам. Сколько было этих фур?
— Была колонна заполненная продуктами, да уехала. Позже смотрели этот телесюжет, у нас вчера включили российские новости. К сожалению, теперь мы на это смотрим. Мы смеялись над российской пропагандой, будто бы мы, херсонцы встречали [российские войска] с радостью.
К ним вышла лишь группа активистов и заявила солдатам РФ, что Херсон — это Украина.
Было очень важно показать, что Херсон не хочет в Крым, не хочет в Россию. Надо было показать им, как мы относимся к оккупантам.
Представьте себе, люди собрались на огромной площади и кричали оккупантам, что они фашисты. Думаю, русские солдаты были удивлены. Им рассказывали, что они идут спасать украинцев и русскоговорящих от фашистов, а русскоговорящие по русский им кричали, что они фашисты, что «Путин ху.ло», что «русский корабль, иди нах.й» и выкрики «уезжайте домой», «вас здесь никто не ждет». Это был серьезный диссонанс для русских солдат.
Сегодня этих солдат вывезли из города. Думаю, они были абсолютно деморализованы этой ситуацией. Не понимали, что происходит. Вместо них, по нашей информации, в город зашел или ОМОН, или СОБР, что-то такое.
Не знаю, что будет дальше. Я помню Перестройку, помню митинги, но такового массового протеста — нет. У нас есть большая улица — Перекопская. Она вся была заполнена людьми. Я был в середине колонны и не видел её начала и конца. Потом люди разошлись по всему Херсону и проходили в городе с украинскими флагами, люди пели гимны, кричали «Слава вооруженным силам Украины». Это было просто потрясающе. Самое важное — преодоление страха и демонстрация, что мы против оккупации и русских фашистов, принесших принесли смерть.
Не знаем, какая будет ситуация в Херсоне завтра. Она постоянно меняется и понятно, что у русских оккупантов есть автоматы, а у нас, мирных жителей, вооружения нет. Мы показали, что не боимся и считаем, что Херсон — это Украина. Это очень важно. Символическая победа херсонцев над оккупантами.
Откуда они вещают радиосигнал? Из Херсона или из близлежащих территорий?
— Они захватили херсонскую телевышку и Херсонское областное телевидение. Включили аналоговое вещание — это российские телеканалы и в цифровом телевидении 24/7 вещают российские телеканалы. Это играет плохую роль.
Сегодня наши смеясь рассказывали: по российскому телевидению показали сюжет о том, как якобы националисты или «нацисты» замучили мирное население Мариуполя и везде якобы расставляют мины. Показали видео с этими минами. Наши смеялись. Почему? Из-за растяжек. Знаете что это? Растяжка к мине подключена.
Эти те же растяжки, которые русские оккупанты установили в Херсоне возле телевидения, дабы туда никто не мог пройти. Русские поставили эти мины, наши это увидели и засняли, это же показывают теперь на российском телевидении и говорят, что сделали это «украинские нацисты». Они все переворачивают. Мы видим это вранье и смеемся над ними. Зря пропагандистские телеканалы нам это показывают.
Сейчас центральная трансляционная вышка города подконтрольна военным РФ. Захвачена телестудия. Нет местного телевещания, идет ретрансляция российских телеканалов.
Обновление: Общественное херсонское ТВ (Суспильне: Херсон) продолжает работать и публикует новости о ситуации в городе и области
Как обстоят дела со связью?
— Вчера в Херсонской области на пол дня вырубили мобильную связь и интернет. Отдельные провайдеры, берущие интернет-траффик из Киева, поддерживали подключение к интернету. Сейчас вроде включили, но оккупанты могут в любой момент отключить интернет и мобильную связь и оставить нас без связи. Это реальная угроза.
Мы осознаем угрозу жизни и проблемы, которые связаны с оккупацией. Многие из нас уже погибли, у нас шли бои и разрушена часть пригорода, там очень тяжелая ситуация — нет света, нет воды, очень тяжело подвозить продукты. Оккупанты всячески мешали подвозить. У нас остается мало продуктов.
Была просьба от Областной администрации, которая находится за пределами Херсонской области, чтобы открыли гуманитарный коридор для подвоза продуктов. Оккупанты отказались. Поэтому, в этом плане есть большие сложности.
— То есть, сейчас Херсон стоит перед гуманитарным кризисом?
Да. Есть разные аспекты этой катастрофы. Представьте себе — когда шли бои, погибло около двухсот человек, из них около сотни мирных жителей. Очень трудно подсчитать. Два дня оккупанты запрещали вывозить тела погибших.
Пожарники выезжали на места пожаров, а оккупанты их обстреливали. В результате сгорел крупнейший ТЦ, пожарным не дали этот пожар потушить.
Есть и много других неприятностей. Люди без лекарств умирают. Никуда не девается и ковид — есть случаи осложнения, пневмонии. Волонтеры пытались достать лекарства для больной старушки, но из-за всех ограничений (комендантский час и ограничение на передвижение по городу) они не успели их привезти и женщина умерла.
В бомбоубежище пожилой доцент университета умер от инфаркта… Думаю вы знаете, что такое война, вы и сами пережили эти ужасы. Человек умер и его три дня не могли вывезти, так и лежал в подвале, все боялись. Оккупанты стреляли в сторону людей и машин. У нас большие сложности, но несмотря на это, херсонцы встали, вышли и сказали, что думают про оккупантов.