Домашнее насилие, приведшее к самоубийству — погибшая 16 раз обращалась в полицию
По данным Ассоциации молодых юристов Грузии (GYLA), 14 апреля 2022 года Верховный суд Грузии обязал государство возместить ущерб по иску GYLA касательно дела о домашнем насилии, которое привело к самоубийству женщины.
«Потерпевшая подвергалась систематическому физическому и психологическому насилию со стороны мужа (позже уже бывшего мужа), по этой причине в течение 5 лет, ей пришлось 16 раз обращаться за помощью к правоохранительным органам. Однако государственные органы не предприняли действенных мер по данному делу.
«В феврале 2017 года потерпевшая была найдена мертвой, а ее бывшему супругу было предъявлено обвинение в доведении до самоубийства (хотя Верховный суд в итоге переквалифицировал уголовное дело на насилие в семье)», — пишет GYLA.
GYLA обратилась в суд от имени матери погибшей и потребовав от МВД и Генеральной прокуратуры Грузии возмещения морального ущерба «поскольку государственные органы не смогли защитить право ее дочери на жизнь, несмотря на 16 обращений за помощью».
По данным организации, суд первой инстанции возложил обязанность по возмещению морального вреда только на МВД.
«Дело было обжаловано в Апелляционном суде, который в соответствии с национальным законодательством и международными стандартами постановил, что ответственность за причинение вреда несут как МВД, так и Генеральная прокуратура, так как прокуратура не оценила должным образом положение потерпевшей».
GYLA считает, что решение Верховного суда чрезвычайно важно, «как и в случае других форм фемицида (например, умышленного убийства), и в случае самоубийства государственные органы должны нести ответственность за ущерб, в тех случаях когда они знали или должны были знать о том, что жизни и здоровью потерпевших грозит опасность, и когда они не отреагировали имеющимися в их распоряжении средствами.
«Это дело является прецедентом для Грузии, когда суд рассматривает вопрос в контексте недопущения доведения до самоубийства (GYLA в прошлом вела аналогичные дела о преднамеренном убийстве как форме фемицида)», — пишет GYLA.
По их мнению, решение Верховного суда особенно важно, поскольку оно основано на обязательствах по второй статье Европейской конвенции о правах человека (право на жизнь), общих замечаниях Стамбульской конвенции, Комитете CEDAW и предлагает аргументы, основанные на анализе прецедентного права Европейского суда.
«Использование этих стандартов национальными судами имеет большое значение для прогрессивного развития прецедентного права Грузии и той важной роли, которую играет система правосудия в борьбе с насилием в отношении женщин».
По данным GYLA, дело от имени матери погибшей также рассмотрит Европейский суд по правам человека.
«Несмотря на прогрессивные решения национальных судов в соответствии со стандартами в области прав человека, дело все еще находится на рассмотрении в Европейском суде по правам человека», — пишет GYLA.