Новости Грузии

Кризис парламентаризма в Армении: Слабая парламентская оппозиция угроза для демократии

Автор: Константин Казарян, политолог 

Спустя полтора года после войны и год после выборов Армения переживает масштабные волнения между правительством и парламентской оппозицией. Напомним: полгода после войны в Нагорном Карабахе в Армении проводились новые выборы. В ходе выборов произошло противостояние между партией «Гражданский договор» действующего премьер-министра Никола Пашиняна, с одной стороны, и партийными альянсами «Армения» вокруг второго президента Роберта Кочаряна и альянсом » Честь имею» во главе с Артуром Ванецяном (при поддержке третьего президента Сержа Саргсяна) с другой стороны. Результат парламентских выборов был весьма отрезвляющим: Правящая партия набрала 53,92% голосов, оппозиционные альянсы «Армения» — 21,04% и » Честь имею» — 5,23%.. С первого дня сложилась атмосфера политической напряженности, которая сделала конструктивную работу оппозиции де-факто невозможной.

Обострение напряженности и последствия для парламентаризма

Эта политическая ситуация обострилась в последние месяцы и достигла своего пика весной 2022 года: парламентская оппозиция в лице Артура Ванецяна и Ишхана Сагателяна, поддерживаемая Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном, сделала своей целью отставку правительства. Парламентская оппозиция в значительной степени перенесла протест на улицы и, таким образом, была не в состоянии в полной мере осуществлять свою работу парламентской оппозиции. Требование протестных движений: Отставка премьер-министра, формирование временного правительства и последующие новые выборы. Правительству были предъявлены обвинения в неспособности разрешить кризис в стране, в слишком больших уступках по вопросу Нагорного Карабаха и в неспособности эффективно представлять страну на переговорах с Турцией.

В результате переноса парламентской оппозиции на улицы, парламентаризм оказался под угрозой и был фактически парализован. Тем самым не только была выведена из игры сама оппозиция, но и узаконены единоличные решения правительства без какого-либо контроля. Ведь мандат парламентской оппозиции в демократических странах заключается, прежде всего, в осуществлении функции контроля. Сами акции протеста по структуре, схожести лозунгов напоминали акции бархатной революции 2018 года. Исходя из этого, можно сделать следующие вывод: старое правительство, находящееся сейчас в оппозиции, скопировало методы протестного движения 2018 года. Однако безуспешно. После первоначальной мобилизации протесты со временем практически сошли на нет, закончившись не позднее июня 2022 года. Оппозиция не смогла добиться своих целей, а именно отставки правительства. Как следствие, лидер Альянса » Честь имею» Артур Ванецян самоустранился и сложил свои полномочия.

Между тем, правящая партия 1 июля отстранила некоторых членов оппозиции от важных парламентских должностей (среди прочего, второго спикера Национального собрания). Такая практика вполне возможна в парламентах, но является необычной, поскольку оппозиционные партии должны осуществлять контроль над правительством через определенные ключевые позиции в парламенте. Несколько председателей комитетов были фактически заменены. Правящая партия утверждает, так как оппозиция больше не справляется со своими обязанностями в парламенте, правительство было вынуждено пойти на этот шаг. Оппозиция обвиняет правящую партию в том, что эти отстранения наносят ущерб парламентаризму.

Данная напряженность между правительством и парламентской оппозицией в первую очередь наносит ущерб парламентаризму в Армении. В отсутствие механизмов контроля правящая партия может принимать важные решения и назначения единолично (в том числе, назначения, касающиеся судебной системы и армии), а оппозиция при этом не осуществляет контроль.

Причины провала протестов: поляризация и выбор лидеров движения

А что же привело к провалу акций протеста? Среди множества факторов есть три основные причины: Главная причина в том, что, как и в 2021 году, на выборах есть два противоборствующих лагеря. С одной стороны, правительство вокруг Пашиняна, с другой — «бывшие президенты». Такая поляризация часто приводит к тому, что люди выступают не за кого-то, а против кого-то. Лидеры протестного движения не пользовались популярностью абсолютного большинства населения. В результате многие люди, критикующие правительство, также не присоединились к протестам. При более умеренных лидерах протесты имели бы больший успех и смогли бы мобилизовать наибольшее количество сторонников.

Во-вторых, парламентская оппозиция, критикуя политику правительства в отношении Нагорного Карабаха и Турции, сама не смогла выдвинуть никаких конкретных, содержательных альтернативных предложений. И, наконец, отдельные представители парламентских оппозиционных сил вокруг Артура Ванецяна, с одной стороны, но прежде всего Роберта Кочаряна и движения «Дашнак», считаются дружественными России. Однако поддержка парламентской оппозиции со стороны России, на которую надеялись, не оправдалась.

В результате парламентского кризиса пострадал не только парламентаризм и молодая демократия, но, прежде всего, климат в обществе. Обе стороны — как правительство, так и парламентская оппозиция — поляризовались и подстрекали друг друга. Большую роль в этот раз — как и в 2018 году — сыграли певцы, актеры и общественные деятели, которые либо поддержали протестное движение, либо выступили против него. Сегодняшний трагический пример произошел вокруг продюсера Армена Григоряна, который участвовал в протестном движении и в своих интервью называл жителей отдельных регионов (таких как Арарат и Ширак) предателями и врагами. После нескольких подобных выступлений продюсер был арестован за агитацию и подстрекательство на этнической почве. Однако он умер в прямом эфире перед включенными камерами в зале суда. Подобные примеры и судьбы очень хорошо показывают, как разделены части армянского общества.

Разногласия по вопросам Карабаха и нормализации отношений с Турцией

Идеологические разногласия между правительством и парламентской оппозицией отражаются в двух основных вопросах: с одной стороны, конфликт вокруг Нагорного Карабаха, а с другой — нормализация отношений с Турцией. Оппозиционные партии обвиняют правительство в том, что оно идет на слишком большие уступки Турции и Азербайджану и не может должным образом представлять интересы армянского народа. Отдельные представители парламентской оппозиции даже заявили, что не намерены признавать заключенные соглашения с соседними государствами и отменят их в случае смены правительства. Еще во время парламентских выборов в 2021 году второй президент Роберт Кочарян упомянул о возможности возвращения отдельных районов Нагорного Карабаха (в частности, Суши и Гадрута). Однако, как именно планируется вернуть эти территории, не уточнялось. Партия премьер-министра назвала такие предложения популистскими.

Основная дискуссия о нагорно-карабахском конфликте и нормализации отношений с Турцией сопровождает внешнюю политику Армении с момента обретения ею независимости в 1991 г. Следует отметить, что баланс сил между Арменией и Азербайджаном сильно изменился в пользу Азербайджана. В связи с дипломатическим и политическим балансом сил, вернуть территории по дипломатическим каналам не представляется возможным. Иностранные военные эксперты также оценивают возвращение территорий военным путем как нереальное.

Нормализация отношений с Турцией также подвергается критике. Следует однако отметить, что прежние власти, особенно правительство в окружении третьего президента Сержа Саргсяна, также уделяли большое внимание нормализации отношений с Турцией — в частности, в рамках футбольной дипломатии в 2008 году. Отдельные представители правительства выступают за скорейшую нормализацию отношений, включая возможное открытие границ и экономических связей. Некоторые представители оппозиции указывают на возможные опасности открытия экономических отношений. Они опасаются инфильтрации экономики со стороны Турции и ссылаются на соседний грузинский регион Аджария, где турецкие инвесторы особенно активны.

Отсутствие функционирующей оппозиции является кризисом парламентаризма
Напряженность между правящей партией и парламентской оппозицией не является новостью, но она выходит на новый уровень и имеет последствия как для демократии, так и для социальной сплоченности в Армении. Сильная поляризация парламентских партий ставит под угрозу общественный порядок в стране.

Переместив парламентскую оппозицию из парламента на улицы, в парламенте Армении де-факто больше нет действующей оппозиции. Во многих случаях правительство может принимать решения единолично, без какого-либо существенного контроля со стороны оппозиции. Нефункционирующая оппозиция ставит под угрозу демократические институты в самой стране. Требования новых выборов и отставки правительств вполне понятны с точки зрения оппозиции, но они не являются демократически легитимными, поскольку выборы в Армении проводились всего год назад. Напряженность в отношениях между правительством и оппозицией привела не только к поляризации в Армении, но и к кризису легитимности парламентаризма.

Кризис парламентаризма в Армении: Слабая парламентская оппозиция угроза для демократии

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.