Что необходимо изменить в системе образования Грузии — интервью
Агентство США по международному развитию (USAID) потратит более 55 миллионов долларов на улучшение системы образования Грузии в ближайшие пять лет. Конкретные проекты будут касаться как повышения квалификации школьных учителей, так и повышения качества высшего и профессионального образования.
На эту тему «Батумелеби» пообщалась с Нино Удзилаури, руководителем отдела образования Агентство США по международному развитию (USAID).
Госпожа Нино, скажите, пожалуйста, что именно планируется сделать на эти средства и насколько это повлияет на качество образования в Грузии?
Поддержка сектора образования является одним из приоритетов Агентства США по международному развитию. В этом году мы подписали меморандум с Министерством образования, тем самым отметив 30-летие партнерства между Грузией и США, а также четко указав, что мы должны сделать в ближайшие пять лет, чтобы помочь грузинской системе образования.
Меморандум включает в себя несколько программ, в том числе текущие программы, которые наше агентство реализует в этой сфере уже третий год.
Это включает в себя все уровни образования, от начального образования до высшего и профессионального образования.
Начнем со школы, что планируется сделать в школе в рамках этой программы?
На данном этапе у нас есть две большие программы для школ: одна — программа начального образования, а другая — программа гражданского образования.
Программа начального образования действует третий год, и ее главная цель – повысить грамотность среди детей. Она предназначена для улучшения математических навыков, развития понимания прочитанного и критического мышления.
Для этого будут проводиться различные мероприятия в школах, которые напрямую направлены на повышение квалификации учителей. Это методы и приемы разработанные с целью сделать преподавание интересным для ученика. Прежде всего, учитель должен сделать так что бы ученик полюбил учиться, сделать чтение и изучение математики увлекательным процессом.
Все должно быть приспособлено к индивидуальным потребностям ребенка, чтобы процесс не был скучным для ребенка. Дети разные по своим способностям, поэтому необходимо обучать учителей конкретным методам, чтобы все дети могли быть должным образом охвачены вниманием учителя.
Если у ребенка нет высокого уровня грамотности, он не может понять прочитанное, он не сможет в дальнейшем выучить ни один предмет. Это базовая компетенция, которая лежит в основе изучения любого предмета и важна для успеха в жизни.
Главное, чтобы ребенок уловил прочитанное и сумел понять, имел критическое мышление — это главная цель программы.
Программа охватывает все школы?
Мы работаем со всеми государственными школами с помощью университетов-партнеров, в которых есть программы подготовки учителей начальных классов. В то же время эти университеты укрепляются.
Дополнительные ресурсы создаются для школ, в которых учатся представители национальных меньшинств или дети с особыми потребностями. Пилотная программа уже запущена в 15 школах, и через год мы оценим результаты этой программы, что сработало, а что нет, и на основе этого дадим рекомендации министерству.
Также для учителей создается очень большая электронная база данных, которой также будут пользоваться ученики и иметь доступ к различным образовательным ресурсам, чтобы учитель или ученик не были привязаны только к учебнику.
Государство годами тратит на повышение квалификации учителей достаточно большие средства, но результаты не очень высокие. Когда классы не оборудованы должным образом, в классе нет интернета, компьютера, другого необходимого оборудования, каких результатов ожидать от программы?
Позиция учителей понятна, они могут быть недовольны качеством занятий, но мы стараемся обучать методике, которая поможет им обучать своих детей в соответствии с их индивидуальными потребностями.
Не использовать, скажем, гендерные подходы, например, не говорить детям, что математика проще дается мальчикам, адаптировать то, чему мы учим, к сегодняшней реальности.
Это не требует наличие каких-то специальных технологий на занятиях, это вопрос правильного подбора материала для конкретного ребенка, чтобы ребенок мог работать как индивидуально, так и в группе.
Из методов и подходов, которым мы обучаем учителей, учитель может выбрать те, которые подходят для его контекста, те которые он может легко использовать. Мы также практикуем наблюдения за уроком, чтобы увидеть, как учитель реализует полученные знания на практике, чтобы мы могли потом посоветовать, какой метод здесь лучше использовать, а какой нет.
Внедрение — нелегкий процесс, в теории одно дело, когда тебе говорят делать вот так, но многим людям это сложно реализовать это на практике.
Поэтому мы пытаемся оценить ситуацию посредством наблюдения на уроках. Мы также оцениваем ситуацию с помощью тех учителей, которые лучше освоили тот или иной метод, а также продвигаем культуру взаимной поддержки и укрепления.
Какие еще компоненты вы внедряете в школах?
Следующим компонентом является усиление преподавания гражданского образования. Мы начали этот проект весной и продолжим его с нового учебного года. Основная цель состоит в том, чтобы преподавание гражданского воспитания было насыщено мероприятиями, которые помогут повысить гражданское самосознание среди детей.
Будь то демократическая культура, самоуправление, буллинг, культурное наследие или другие темы – все должно быть охвачено гражданским образованием, и частный сектор должен активно участвовать в этом процессе, чтобы процесс был устойчивым, а индивидуальная деятельность поддерживалась им.
Какой вид сотрудничества с университетами планируется?
На данном этапе у нас есть программа верховенства права с вузами, целью которой является повышение качества юридического образования в высших учебных заведениях, ведь если не создавать квалифицированные кадры, то в этой сфере всегда будет проблема и это будет сложно говорить о функционировании здоровой судебной системы. Поэтому это будет обучение, близкое к международным стандартам, будут созданы ресурсы, будут реализованы этические рекомендации и другие важные проекты.
А в 2023 году мы начинаем новую программу для тех вузов, которые реализуют программу подготовки учителей. О том, какие конкретно компоненты будут включены в эту программу, мы поговорим позже, но программа будет рассчитана на удовлетворение конкретных потребностей, будь то нехватка учителей по конкретным предметам или что-то еще.
Что зависит от государства, что должно делать государство параллельно с вашей деятельностью, чтобы результаты этой работы реально отражались на качестве образования?
Естественно, мы не можем работать в одиночку и нам нужна кооперация Министерства образования и подведомственных ему подразделений, чтобы наши усилия и их усилия не были разрозненными, для повышения качества, все это должно быть детально выстроено.
Об этом говорит и стратегия образования, которая недавно была утверждена министерством. Здесь четко обозначены трудности, которые государство должно преодолеть к 2030 году. Эта стратегия сопровождается двухлетним планом действий по необходимым шагам, которые необходимо предпринять в краткосрочной перспективе.
А что необходимо изменить в первую очередь?
Грамотность и математика – это то, что срочно нужно совершенствовать, потому что, как я уже упоминала, именно на этих навыках основано развитие ребенка. Как известно, по всем международным исследованиям у нас очень низкие оценки по этим компонентам. Это правда, что мы добились определенного прогресса в последние годы, но этого недостаточно, потому что если эту проблему не исправить, новое поколение не сможет конкурировать на глобальном уровне.
Мы также сосредоточились на гражданском образовании, потому что, если мы хотим демократии и говорим о построении демократии, это поколение должно понимать принципы демократии, понимать и расти вместе с этими принципами, понимать, что значит быть гражданином.
Верховенство закона и судебная система также жизненно важны для демократии, поэтому мы также говорили о продвижении правового образования.
Мы работаем над повышением компетентности учителей, но с введением новой программы мы будем способствовать повышению компетентности будущих учителей и будем выпускать из вузов такие кадры, которые уже обладают навыками, необходимыми для воспитания поколения 21 века.
Что вы можете сказать о профессиональном образовании?
Также у нас есть очень большая и важная программа в сфере профессионального образования, которая включает в себя различные необходимые стране направления. Эти программы будут очень качественными и востребованными, и к их реализации должен быть привлечен частный сектор, потому что он лучше знает, какая квалификация нужна специалистам.
Наши программы будут адаптированы к потребностям рынка, чтобы выпускники имели гарантии трудоустройства.
Есть ли у вас данные об уровне занятости в профессиональной сфере?
У нас нет данных о занятости, но мы знаем, что интерес со стороны частного сектора очень высок.
Все это делается для того, чтобы подбирать и нанимать кадры на местном уровне. Мы ожидаем этого. Будь то строительная сфера, туризм или что-то еще, у них будет гарантия качественных программ с нашей стороны. Оценка этих программ будет проводиться поэтапно.
Ваша организация реализовала в Грузии ряд программ в различных сферах. По вашим наблюдениям, что не удалось реализовать и в каком направлении?
Не могу сказать, что что-то не получилось, потому что сфера образования требует длительного процесса и усилий. Вмешательство требует времени. Человек работал годами, и теперь ему надо менять подходы и методы, отношение – на все это нужно время.
Я считаю, что образование должно быть непрерывным процессом во всех сферах, а не разовым обучением чему-то.