«Агенты грузинского народа, а не иностранного влияния» — интервью с послом Японии
Посол Японии в Грузии Имамура Акира заявил, что законопроект об «агентах иностранного влияния» негативно скажется на позитивной роли неправительственных организаций, что, в свою очередь, «противоречит стремлениям грузинского народа к евроатлантической интеграции».
В беседе с «Netgazeti» Имамура Акира отметил, что организации, которые в Грузии намерены объявить «агентами иностранного влияния», много делают для благополучия грузинского народа и на самом деле являются «агентами грузинского народа».
Мы спросили посла, каково его мнение о российском законопроекте и как отнесется к этому Посольство Японии, если, в том числе финансируемые им организации будут признаны «агентами иностранной влияния».
В парламенте Грузии инициирован законопроект «Об агентах иностранного влияния» — что вы о нем думаете? Какое влияние закон может оказать на грузинские СМИ и неправительственные организации?
Свободные СМИ и неправительственные организации играют решающую роль в демократии, они являются важной частью гражданского общества. Неправительственные организации также предоставляют важные услуги гражданам Грузии. Именно поэтому мы сотрудничаем с ними на протяжении многих лет.
При нашей финансовой поддержке многие неправительственные организации реализовали проекты, приносящие пользу грузинскому народу, особенно в регионах. Эти проекты включают закупку пожарных машин, строительство школ и детских садов в отдаленных районах, закупку медицинского оборудования.
Кроме того, мы различными способами продвигаем независимость СМИ. Например, мы обеспечили «Netgazeti» материалом для освещения, реализовали проект мобильной библиотеки, чтобы дети и взрослые в высокогорной Аджарии имели доступ к книгам.
Боюсь, что если законопроект будет принят, это может отрицательно сказаться на позитивной роли неправительственных организаций. Если это так, то это противоречит стремлениям грузинского народа к евроатлантической интеграции, которые всячески поддерживает Япония.
Критики законопроекта говорят, что он угрожает СМИ и неправительственному сектору, что есть риск их дискредитации. Вы согласны с ними? Как вы думаете, оправданы ли эти опасения?
Я разделяю озабоченность неправительственных организаций. Представляется, что причиной инициирования законопроекта является отсутствие прозрачности. Однако, по нашему опыту сотрудничества с общественными организациями и СМИ, в рамках действующего законодательства они публикуют достаточно [информации]. Более того, я не слышал убедительных аргументов, почему для СМИ и неправительственных организаций нужна большая прозрачность, чем для других институтов.
В Японии некоммерческие организации не обязаны раскрывать источник своего дохода. Если есть проблемы с безопасностью, мы решаем их, не ставя под угрозу другие ценности — свободу слова и собраний. Мы знаем, что грузинские неправительственные организации совместно с муниципалитетами и при поддержке соответствующих министерств и парламента оказывают гражданам незаменимые услуги. Это важная практика, которую следует продолжать, чтобы добиться ощутимого прогресса для грузинского народа.
Как закон повлияет на сотрудничество посольства и организаций? Кроме того, как вы относитесь к самому термину «агент иностранного влияния» для тех, кто с вами работает, и вообще, какое действие закон окажет на международную помощь, в том числе и на государственные органы, не затронутые законом?
Мы помогаем неправительственным организациям, потому что высоко ценим их работу на благо Грузии и грузинского народа. Они не агенты иностранного влияния, а «агенты грузинского народа». Поэтому мы хотели бы и впредь поддерживать эти организации в этих целях.
Конечно, мы должны нести ответственность перед нашими налогоплательщиками, которые финансируют эти проекты. НПО, с которыми мы работаем, должны соответствовать определенным критериям. Однако на данном этапе я не хочу строить догадки о том, что будет с нашей помощью.
Что я могу сказать, так это то, что законопроект не является благоприятным сигналом для доноров, включая Японию, по причинам, которые я упомянул, и опасениям, выраженным НПО.