Что потеряет Грузия, если МВФ прекратит программу поддержки
Программа поддержки Грузии Международного валютного фонда (МВФ) приостановлена по причине процессов, развивающихся вокруг Нацбанка Грузии. Действие программы МВФ является своеобразным руководством для финансовых институтов и инвесторов для формирования представления о макроэкономической стабильности и инвестиционном климате конкретной страны. Что означает прекращение программы для Грузии?
Программа МВФ
Международный валютный фонд помогает странам-реципиентам, таким как Грузия, достигать и поддерживать макроэкономическую стабильность. МВФ поддерживает меры экономической политики, способствующие финансовой стабильности и сотрудничеству в валютно-финансовой сфере, которые необходимы для повышения производительности, создания рабочих мест и экономического благосостояния. Кроме того, положительная позиция Международного валютного фонда важна для получения финансовой поддержки от других донорских организаций, государств и Евросоюза.
В 2017 году говоря о важности утверждения программы МВФ премьер-министр Георгий Квирикашвили заявил:
«Утверждение программы уже означает, что все анонсируемые планы будут осуществляется в течении трех лет, международные финансовые организации включили нам зеленый свет. Это значит, что все будет осуществлено и превратиться в реальность. Это также подразумевает, что бюджетная дисциплина и управление финансами страны должны находится на соответствующем уровне».
В апреле 2022 года Международный валютный фонд и Грузия договорились о новой трехлетней программе, которая предусматривает выделение льготного кредита в размере 289 миллионов долларов США по линии Stand by Arrangement.
Программа направлена на поддержание и укрепление макроэкономической стабильности на фоне последовательных потрясений, пандемии и войны в Украине. А также на увеличение среднесрочного роста и устойчивости экономики. В рамках этой программы Грузия взяла на себя ряд обязательств перед МВФ по структурным реформам. Программа предусматривает такие меры, как восстановление фискальных буферов, сокращение долга и защита уязвимых слоев населения, усиление налогового администрирования, реформа управления государственными финансами и реформа государственных предприятий, включая партнерский фонд, усиление системы борьбы с отмыванием денег и др.
В декабре 2022 года Исполнительный совет МВФ завершил первый обзор трехлетнего соглашения Stand By для Грузии и выделил для страны 40 миллионов долларов, однако правительство воздержалось от получения денег.
«Власти Грузии по-прежнему придают превентивное значение программе, т. е. не планируют на данном этапе брать выделенные средства взаймы», – указали тогда в Нацбанке Грузии.
При кредитном механизме Stand By, независимо от того, получит ли Грузия каждый последующий транш или нет, если страна хочет сохранить программу, она должна выполнить конкретные обязательства перед МВФ, которые прописаны в форме определенных критериев.
Однако возможность привлечения небольшой суммы льготного кредита Международного валютного фонда является лишь сопутствующим техническим элементом программы. По мнению директора исследовательского центра PMC Георгия Хиштовани, важнее то, что нынешняя программа и ее положительная оценка «дают миру сигнал о том, что «в Грузии стабильная экономическая ситуация».
«Эта программа – это, прежде всего, актуальная оценка макроэкономической ситуации в Грузии. Она имеет конкретную оценочную формулировку, однако продолжение программы является сигналом нашим партнерам, международным и частным финансовым институтам, что в стране стабильная экономическая ситуация. Поэтому, когда речь идет о поиске новых кредитов со стороны государства или частного сектора, заключение этой программы является своего рода гарантией отсутствия серьезных макроэкономических рисков в стране.
Это само по себе влияет на готовность сотрудничать с представителями этой страны, и косвенно влияет и на процентные ставки, по которым наши банки, представители частного сектора, государство будут привлекать средства. Поэтому программа имеет решающее значение для нашего бизнес-сектора и государства по привлечению иностранного капитала», — поясняет Хиштовани.
По мнению Хиштовани, все это в конечном итоге повлияет на экономику Грузии и, соответственно, на каждого гражданина:
«Если сигнал отрицательный, у представителей частного сектора или государства возникают вопросы, и на эти вопросы должно ответить отдельно правительство Грузии, отдельно частный сектор, отдельно коммерческие банки. В конечном итоге это делает ведение бизнеса в Грузии более дорогим, косвенно это затронет всех граждан Грузии, потому что им также придется брать кредиты в банках, изыскивать средства для открытия бизнеса и т.д».
Остановка программы
Международный валютный фонд (МВФ) отложил представление Совету директоров второго транша Программы поддержки Грузии. Соответственно, была отложена и процедура утверждения транша советом. Указывалось, что отсрочка отчасти связана с разногласиями по поводу изменений в структуре Национального банка Грузии. По мнению МВФ, неисполнительные члены должны составлять большинство в совете Нацбанка, однако с поправками, внесенными в закон, это соотношение было нарушено введением новой исполнительной должности — поста первого вице-президента.
В самом Нацбанке Грузии прокомментировали инициированные правительством изменения отметив, что они противоречат программе МВФ согласованной с правительством Грузии.
Исполняющая обязанности президента Национального банка Натия Турнава заявила, что программа для Грузии не была приостановлена, а рассмотрение второго обзора было временно отложено. Турнава сообщила, что осенью Грузию посетит техническая миссия Международного валютного фонда и будет найдено решение этого вопроса.
В ожидании возобновления программы МВФ вопросы о независимости Нацбанка Грузии еще больше усугубились — Натия Турнава изменила правила применения международных санкций и привела их в соответствие с логикой председателя правящей партии, согласно которой презумпция невиновности защищает гражданина Грузии от применения международных санкций. Такое решение Нацбанк принял после того, как США ввели санкции против экс-генпрокурара Грузии Отара Парцхаладзе, который близок к Бидзине Иванишвили. После этого указа под подписью Натии Турнава три вице-президента, советник и руководитель отдела кадров покинули свои должности в НБГ.
Приостановление программы МВФ будет одним из вопросов, которые будут обсуждаться 26 сентября на встрече посла ЕС Павла Герчинского с исполняющей обязанности президента Национального банка Натией Турнава.
По словам депутата Романа Гоциридзе, МВФ приостановил программу после принятия изменений, касающихся Нацбанка, а обсуждение восстановления должно состояться 17-18 октября, однако «в такой ситуации никто восстанавливать программу не будет».
От чего зависит приостановка/завершение программы МВФ?
По словам Георгия Хиштовани, продолжение программы МВФ будет зависеть от следующих шагов Национального банка и правительства Грузии.
«Я думаю, что последние события однозначно негативно отразились на репутации Грузии в Международном валютном фонде, и ожидаю, что реакция будет достаточно жесткой, строгой, и не исключаю, что конечным результатом будет приостановка программы.
Если решение [по санкциям] будет отменено, я думаю, это даст положительный сигнал МВФ. Я предполагаю, что переговоры по этому вопросу сейчас ведутся, потому что четкого заявления от МВФ мы пока не услышали», — считает Хиштовани.
Декан факультета экономики «Кавказского университета» Сосо Берикашвили говорит, что будущее программы МВФ и ранее было неопределенным, а после распоряжения Турнава, эта неопределенность усилилась.
«Полученный репутационный ущерб обязательно отразится на кредитных рейтингах Грузии, которые видят потенциальные инвесторы. Я не думаю, что приостановка программы даст эффект за один день, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе она, безусловно, нанесет ущерб экономике», — говорит Берикашвили.
После встречи с Турнава посол ЕС отметил взаимосвязь между программой МВФ и помощью ЕС.
«Я искренне надеюсь, что программа МВФ будет возобновлена, что поможет нам продолжать сотрудничество без перерыва и напрямую поддерживать Грузию», — сказал Павел Герчинский.
Первый заместитель министра финансов Георгий Какауридзе ожидает, что Международный валютный фонд возобновит программу до конца года. В противном случае он уверен, что в стране возникнут проблемы с привлечением кредитов.
«Если в итоге МВФ не приостановит, а прекратит программу и заявит, что макроэкономическая стабильность Грузии находится под угрозой, в этом случае это может создать определенную угрозу для привлечения кредитов от других финансовых институтов. Если у нас не будет программы, нам придется доказывать нашу макроэкономическую устойчивость каждому финансовому институту по отдельности. МВФ является доказательством того, что когда у нас с ним есть программа и он составляет отчет, макроэкономическая стабильность в этой стране хорошая», — заявил Георгий Какауридзе в парламенте 27 сентября во время встречи с депутатами.
Премьер-министр Ираклий Гарибашвили говорит, что «беспокоиться не о чем». По его словам, правительство находится в постоянной связи с МВФ.
«Думаю, что упомянутый вопрос будет решен очень скоро», — заявил сегодня, 28 сентября, Ираклий Гарибашвили.
Это не первый случай приостановки программы, поддерживаемой Международным валютным фондом, в Грузии. Программа также была приостановлена в 2015 году, это было связано с проектом который предусматривал лишение Нацбанка Грузии функций финансового надзора и их передачу отдельному агентству — Агентству банковского надзора.