Почему никого в Азербайджане не волновали и не интересовали президентские выборы?
7 февраля в Азербайджане прошли досрочные президентские выборы. Это событие никто в стране за событие не считает. Иначе говоря, ни малейшего интереса к предстоящим выборам в обществе не наблюдается: ни среди политически активной ее части, ни тем более среди «обычных людей».
Главным образом – потому что на этих выборах нет даже формальной, символической конкуренции действующему президенту Ильхаму Алиеву.
Безликие соперники
Помимо Ильхама Алиева, в президенты баллотировались депутат Захид Орудж, председатель партии «Великое созидание» — Фазиль Мустафа, председатель Партии Народного фронта целостного Азербайджана Гудрат Гасангулиев, председатель Национального фронта Рази Нуруллаев, председатель партии «Великий Азербайджан» Эльшад Мусаев и председатель Независимого профсоюза — Фуад Алиев.
Все шестеро кандидатов малоизвестные политики, лояльные правительству и лично Ильхаму Алиеву. На всех предыдущих президентских выборах они не набирали больше 7-8% голосов (то есть, раз в 10 меньше, чем Алиев). Их лица и имена абсолютно ничего не говорят большей части страны.
Кстати, о лицах. В отличие от прошлых предвыборных периодов, в этом году на улицах Баку практически не встретишь плакатов с фото кандидатов. Даже портретов Ильхама Алиева практически нет. Как нет и никакой «полевой» агитации.
В первых числах февраля один из кандидатов, Рази Нуруллаев устроил встречу с избирателями в городе Шамаха, в местном Центре культуры. Но, судя по видео-опросу, проведенному независимым медиа у входа, большинство пришедших толком даже не знали, что это за мероприятие.
В основном это были женщины, работающие в бюджетных организациях — школах, детсадах и т.д. Они рассказывали, что прийти сюда им велело начальство. А часть опрошенных заявили, что будут голосовать за Ильхама Алиева.
Что касается теледебатов, то, по оценке руководителя Центра мониторинга выборов и обучения демократии Анара Мамедли, они очень скучные, в них абсолютно нет элементов политической борьбы, и порой соперники действующего президента ведут себя, как агитаторы в его пользу.
Назойливая ЦИК
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) напоминала гражданам страны о предстоящих выборах, рассылая им сообщения через SMS. И, по мнению многих, делала это слишком активно, успев порядком поднадоесть. Пользователи соцсетей вовсю шутили по этому поводу, сравнивая ЦИК с телефонным хулиганом или назойливым поклонником, и делились «лайф-хаком»: просто заблокировать номер, с которых приходят эти SMS.
Хотя некоторые считали, что, вместо того, чтобы смеяться, лучше подумать о том, сколько денег потратила ЦИК на этот «спам». И, главное, откуда она эти деньги взяла.
«Вообще-то, ЦИК сперва должна была объявить тендер, чтобы выбрать компанию для осуществления массовой рассылки СМС. Но никакого тендера проведено не было. То есть, СМС, отправляемые ЦИК, являются незаконными. И Счетная палата при желании может запросто потребовать у ЦИК отчет», – пишет экономист Айдын Аллахверди.
Бойкот оппозиции
Оппозиция единодушно решила нынешние выборы бойкотировать.
Председатель старейшей оппозиционной партии «Народный фронт Азербайджана» Али Керимли заявил, что невозможно проводить нормальные выборы в анти-демократических условиях, а следовательно, 7 февраля состоятся не выборы, а «спектакль на тему выборов», в котором их партия участвовать не будет и надеется, что народ тоже от этого воздержиться.
Впрочем, Али Керимли и раньше никогда не баллотировался в президенты, лишь дважды – в 2003 и 2023 годах – поддержал других оппозиционных кандидатов.
Другая крупная оппозиционная партия «Мусават» свое нежелание участвовать в выборах объяснила примерно так же: в стране отсутствует мало-мальски демократическая среда, происходят репрессии, независимым наблюдателям невозможно пробиться в избирательные комиссии. К тому же, учитывая внезапность переноса даты выборов, у них просто не было времени подготовиться. О том, что выборы будут проведены досрочно, стало известно всего за три месяца.
Согласно промежуточному отчету Центра мониторинга выборов и обучения демократии, перенос даты выборов почти на полтора года вперед (изначально, они должны были состояться в апреле 2025-го) затруднило участие в них как потенциальных претендентов, так и структур гражданского общества.
Также, по словам руководителя центра Анара Мамедли, «избирательные комиссии по-прежнему остаются под контролем правящей политической силы», хотя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) настоятельно рекомендовала изменить принципа формирования избирательных комиссий.
Впрочем, дата «7 февраля» все же фигурировала в разговорах людей и отчасти повлияла на их планы — как-никак это был нерабочий день, лишний выходной в середине недели.