Новости Грузии

Четверо расстреляны, двое сосланы – история трагедии одной семьи

Сталинские репрессии – все, что означают эти слова, Георгий Моцхобили и его семья, проживающие в Батуми, испытали на себе.

Дедушку Георгия звали Осман, бабушку — Валентина. Османа расстреляли в 1937 году по приказу Сталина, а его бабушку на 10 лет сослали в Среднюю Азию .

Репрессии унесли жизни четырех членов семьи Моцхобили, двоим пришлось провести в ссылке большую часть своей жизни.

Репрессированные бабушка и дедушка

В 1920-е годы на Зелёном мысе в маленьком красивом доме жила Валентина Конокотина со своей матерью Зоей Бойковой-Жубер, отчимом Эдгаром Жубером и с двумя сестрами.

Четверо расстреляны, двое сосланы – история трагедии одной семьи
Валентина со своей матерью

Зоя Бойкова воспитала трех дочерей. У две из них, Вера и Валентина Канакотен, родились в первом браке, третья дочь во втором браке с Эдгаром Жубером.

Отец Валентины погиб во время Первой мировой войны. Мать вышла замуж во второй раз в 1919 году, за француза Эдгара Жубером. Семья приехала в Грузию и сняла квартиру на Зеленом Мысе.

Четверо расстреляны, двое сосланы – история трагедии одной семьи
Муж и жена Осман и Валентина с дочерью Нелли. Фотография из семейного альбома

До 1937 года семья семейства жила в Батуми в бельэтажном доме на углу улицы Клдиашвили. Время от времени к ним в гости приезжала мать Валентины, Зоя.

21 октября 1937 года Иосиф Сталин подписал расстрельный список в который вошли 330 человек, проживавших в Грузинской ССР.

В этом списке имя Османа Моцхобили значилось под номером 204.

1937 год и сталинские репрессии

«После ареста Османа, ночью на улицу Клдиашвили, пришли люди, выселять семью. Большую часть имущества конфисковали, разрешили вывезти лишь небольшое количество личных вещей, побросав их на деревянную телегу. Из дома выгнали  бабушку Валентину и двоих ее детей», — рассказывает «Батумелеби» внук Османа, Георгий Моцхобили.

У Османа и Валентины было двое детей, Нелли и Эднан. На момент репрессий Нелли было 11 лет, Эднану лишь год.

С арестом Османа началась череда арестов в семье. Сначала арестовали тестя Османа, Эдгара Жубера. Вскоре были арестованы и жена Османа Валентина, невестка Зоя и брат Османа, Мурад.

Об аресте другого брата, Ахмеда, вспоминает его внук Георгий Моцхобили.

«Ахмед жил в Кобулети. Он еще не оправился после шока от ареста Османа, когда узнал об аресте женщин. Он разозлился и сказал – ну, мужчин арестовали, а женщины причем? Кто-то подслушал его и донес.  Его арестовал, а потом он бесследно исчез. Наверное, его тоже застрелили», — говорит Георгий.

Четверо расстреляны, двое сосланы – история трагедии одной семьи
Ахмед Моцхобили (слева)

Дети Османа и Валентины находились у бабушки Зои Бойковой, но после ее ареста отдали на воспитание мачехе Османа.

Александр Сурманидзе, исследователь советского прошлого, опубликовал небольшую монографию о семействе Моцхобили. В произведении Сурманидзе подробно рассказана биография Османа Моцхобили, в ней рассказано и о том, что произошло с арестованными женщинами семьи Моцхобили.

Зоя Бойкова, невестка Османа, после ареста была заключена в тбилисскую тюрьму в Метехи. [В 1921 году Метехи превратили в тюрьму НКВД].

Как следует из выданного позднее уведомления о реабилитации, Зоя Жубер впервые была осуждена 3 марта 1938 года Верховным судом Аджарской ССР по статье 202 УК, подразумевавшей хранение без разрешения взрывчатых веществ или огнестрельного оружия. Его приговорили к 3 годам лишения свободы.

В акте о реабилитации, выданном в 1959 году, написано, что дело в отношении Зои Жубер было прекращено в связи с неподтверждением преступления.

Во второй раз она была осуждена 15 октября 1941 года по статье 58-10 УК, за якобы агитацию и пропаганду, содержащие призыв к свержению советской власти. Зою приговорили к 8 годам лишения свободы. По словам ее семьи, она отбывала наказание в женской колонии в Чакви и смогла вернуться домой только 14 октября 1949 года.

Жену Османа Валентину Конокотину депортировали в Казахстан.

По ее делу имеется постановление Особого совета НКВД СССР, датированное 7 июля 1938 года. Валентина, как член семьи изменника Родины, была приговорена к 5 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. 23 сентября 1938 года Валентину отправили отбывать наказание в Казахстан. Из заключения она вышла 7 декабря 1942 года.

«После возвращения из ссылки моя бабушка вернулась на Зеленый мыс, сажала цветы и до самой смерти почти ничего не рассказывала о тех горестных годах. Она много рисовала, в основном цветы. У наших внуков до сих пор дома хранятся, нарисованные ее на листах бумаги цветы», — рассказал нам Георгий.

В отличие от матери, его сын, много рассказывал о репрессиях.

«Тетя Нелли не могла простить Сталину, то что он разрушил её семью. После ареста отца, всю семью назвали врагами народа. В Грузии есть сторонники Сталина. Тетя Нелли всегда с ними спорила. Она очень переживала трагедию семьи, она не могла с этим смириться. Она назвала Сталина бессовестным и вспоминала, как семью лишили всего», — рассказала «Батумелеби» Циури Болквадзе, жена внука Османа.

Семейство Моцхобили ведут записи в семейном альбоме, свидетельствующие о несправедливых и безосновательных репрессиях, о том что они не совершали никаких преступлений.

В семье есть свидетельства о реабилитации Османа Моцхобили, Зои Бойковой и Валентины Конокотиной. Эдгар Жубер, Ахмед и Мурад считаются пропавшими без вести. После многих лет поисков семья нашла информацию о них. Они оказались среди расстрелянных коммунистами на территории бывшей военной базы в Хелвачаури во время сталинских репрессий.

Главное фото: внуки Османа Моцхобили и Валентины Конокотиной: Александр Акопян и Георгий Моцхобили, а также жена Георгия, Циури Болквадзе.

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.