Конституционный суд принял иск президента Грузии против «российского закона»
Конституционный суд принял иск президента Грузии против российского закона.
В иске президент отмечает, что этот закон фактически накладывает на СМИ и общественные организации клеймо «агента иностранного государства». Кроме того, в иске упоминается, что закон нарушает основное право на частную жизнь:
«В целом закон устанавливает необоснованное ограничение свободы объединений и устанавливает дискриминационное отношение к юридическим лицам, на которых распространяется оспариваемый закон», — говорится в документе.
Более того, в конституционном иске президент отмечает, что российский закон по сути и функционально противоречит статье 78 Конституции Грузии, которая устанавливает, что интеграция в европейские и евроатлантические структуры является важной целью функционирования государственных органов.
«В пояснительной карточке к Конституции Грузии указано, что в Конституцию добавлено временное положение в виде статьи 78, которая определяет особую задачу конституционных органов. Конституция предписывает конституционным органам принять все меры в пределах своих полномочий для обеспечения полной интеграции Грузии в европейские и евроатлантические структуры», — написала президент Грузии.
Президент также указала, что учитывая, что после многочисленных акций протеста власти отказались от принятия российского закона. Однако, в апреле 2024 года «был принят закон с тем же содержанием и целью».
«С принятием указанного закона был нарушен принцип правового доверия, поскольку существовало законное ожидание, что указанный закон не будет принят, однако, несмотря на обещание, законодатели все же приняли спорный законодательный акт», — отмечает президент.
В конституционном иске указано, что оспариваемый закон также устанавливает новые правовые определения и термины, такие как «иностранные силы» и «организация проводящие интересы иностранной силы», что по своей сути вызывает стигматизацию.
По мнению президента, подобные ярлыки, помимо того, что неоправданны и вредны, оказывают сильное стигматизирующее воздействие, что привод к социальному отчуждению и в конечном итоге делают значительную часть общества уязвимой и подверженной произволу властей.
Кроме того, в иске указывается, что в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Конституции Грузии, основанное на принципе верховенства закона, законодательство Грузии соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права:
«В указанном деле оспариваемый закон противоречит основополагающим правовым принципам и нормам, признанным в Европейском Союзе, что подтверждается как анализом решений международных судов, так и однозначными позициями международных партнеров, озвучиваемыми регулирующими органами и должностными лицами Европейского Союза и организаций Североатлантического договора, а также ведущими должностными лицами государств-членов ЕС.
Статья 78 Конституции является обязательной конституционной нормой правительства с точки зрения гармонизации законодательства ЕС, и, следовательно, цель, защищаемая Конституцией, состоит в том, чтобы законодательство Грузии было гармонизировано с законодательством Европейского Союза, поскольку без такая гармонизация интеграции Грузии в Европейский Союз невозможна.
Грузия обязана выполнять приоритеты, определенные Европейской комиссией, что было одним из обязательных условий для получения статуса кандидата», — говорится в иске.
Президент обращает внимание на решение Суда Европейского Союза от 18 июня 2020 года по делу «Комиссия против Венгрии».
Президент отмечает, что Европейский суд постановил, что Венгрия ввела дискриминационные и необоснованные ограничения на иностранные пожертвования организациям гражданского общества, нарушив тем самым свои обязательства по статье 63 Договора о функционировании Европейского Союза.