Что будет, если США и ЕС не признают результаты выборов? — Интервью с конституционалистом
«Полная изоляция от Запада», – так отвечает конституционалист Вахтанг Хмаладзе на вопрос, что произойдет, если западные страны не признают результаты выборов в Грузии. Вахтанг Хмаладзе был депутатом правящей коалиции во время прихода к власти партии «Грузинская мечта».
Издание Batumelebi взяло интервью у Вахтанга Хмаладзе.
Как вы думаете, насколько, вероятно, что западные демократические страны признают парламентские выборы 2024 года в Грузии легитимными?
— В последние дни появилось множество доказательств нарушений в день выборов, и эти нарушения существенно повлияли на окончательные результаты. Я даже не говорю о нарушениях, которые имели место до дня выборов, таких как подкуп, запугивание, изъятие удостоверений личности, сбор персональных данных, включая номера идентификационных карт, которые чиновники были обязаны передавать «Грузинской мечте» от членов своих семей.
Одно из самых серьезных нарушений, которое произошло в день выборов, – это нарушение тайны голосования. Электронные устройства для голосования не смогли гарантировать сохранение тайны выборов, что является конституционной обязанностью.
Оказалось, что наблюдателям во многих местах не давали возможность следить за процедурой идентификации избирателей во время выборов. Они не могли убедиться, что фотография на удостоверении личности соответствует лицу избирателя, представляющего документ.
— В окружном суде Грузии нашелся один судья, который аннулировал выборы на 30 избирательных участках, поскольку тайна голосования не была обеспечена. Все это указывает на высокую вероятность того, что демократические государства не признают результаты выборов.
Какие последствия это вызовет?
— Прежде всего, это приведет к изоляции Грузии от демократических государств. Фактически, западные страны прекратят взаимодействие с грузинским правительством.
Дипломатические представительства и посольства, вероятно, останутся в стране, но демократические страны прекратят любые официальные рабочие отношения с грузинским правительством. Финансовая помощь со стороны этих государств также будет прекращена.
Хочу напомнить всем, что значительная часть этой помощи поступала непосредственно правительству, которое использовало эти средства для выполнения различных программ. Лишь часть этой помощи предназначалась для поддержки гражданского общества. Этот сегмент, вероятно, сохранится, но что касается финансовой помощи правительству — ее больше не будет. Соответственно, прекратятся проекты, которые финансировались за счет западных средств.
Какие альтернативы останутся у Грузии?
— Единственный оставшийся вариант — это развивать отношения с такими странами, как Россия, Беларусь, Северная Корея, Венесуэла, Китай, то есть с государствами, которые не считаются демократическими.
Это значительно замедлит развитие Грузии. Увеличится миграция, так как страну покинут люди, обладающие достаточными знаниями и навыками, чтобы работать в демократических странах. В итоге в Грузии снизится число профессионалов, что повлияет на возможности экономического развития.
Сокращение числа квалифицированных специалистов в стране также значительно ухудшит возможности Грузии к развитию, в том числе и в экономическом плане. Это, вероятно, приведет к девальвации лари и отразится на уровне жизни каждого человека в Грузии.
По вашему мнению, имеет ли признание со стороны Запада значение для «Грузинской мечты»? Некоторые эксперты считают, что только санкции способны оказать влияние на эту партию.
— Санкции нанесут серьезный удар по членам «Грузинской мечты», особенно по тем, кто занимает высокие должности. Это их серьезно затронет.
Важно задать вопрос по-другому: что произойдет, если «Грузинская мечта» потеряет власть? Каков будет ущерб, помимо политического, связанный с потерей власти?
Учитывая высокий уровень коррупции, особенно элитной, в правительственных структурах и среди приближенных лиц, смена власти может привести к расследованиям подобных коррупционных случаев.
В случае подтверждения фактов коррупции очень высоки шансы на применение санкций. Эти санкции могут включать изъятие незаконно приобретенной собственности, а в случае доказательства вины — даже тюремные сроки. Хотя доказать такие коррупционные случаи будет трудно, это вполне возможно.
Считаете ли вы, что для «Грузинской мечты» потеря власти будет более значимой, чем непризнание результатов выборов со стороны Запада?
— Я не знаю, какое решение они примут. Нужно помнить, что международные санкции распространятся не только на них, но и на их семьи. Они столкнутся с ограничениями на поездки за границу и не смогут отправить своих детей учиться в демократические страны, поскольку многие из их детей обучаются в Европе, США и Великобритании. В случае введения санкций их могут депортировать из этих стран.
Так что им предстоит тяжелый выбор, особенно для тех, кто не был вовлечен в коррупционные схемы, но поддерживает «Грузинскую мечту».
В конечном итоге это затронет не только их, но и обычных граждан Грузии, которые хотят посетить Европу или США по делам, на культурные мероприятия или в туристических целях. Им снова придется стоять в многокилометровых очередях в консульствах для получения виз, при этом без всякой гарантии, что виза будет выдана.
Проблемы также возникнут у наших граждан, находящихся на заработках в Европе, США или Великобритании, которые обеспечивают свои семьи переводами из-за рубежа. Эти средства — фактически ежегодные инвестиции в экономику страны, объем которых достигает 2-3 миллиардов долларов.
Эти переводы позволяют семьям покупать продукты, одежду, оплачивать коммунальные услуги и, в некоторых случаях, открывать небольшие бизнесы. Если трудовая миграция станет невозможной, это нанесет дополнительный удар по экономике. Таким образом, санкции окажут тяжелое влияние.
Оппозиция требует провести новые выборы и расследовать уже состоявшиеся. Но нет признаков, что «Грузинская мечта» согласится на это. Оппозиция заявила, что не войдет в парламент, тем самым не предоставив ему легитимности. Каков выход в данной ситуации?
— Единственный выход — это проведение внеочередных выборов. Если оппозиция откажется от мандатов, аннулирует свои партийные списки и не войдет в парламент, то в стране останется однопартийный парламент.
Хотя у такого парламента не будет возможности принимать решения, требующие 3/5 или 2/3 голосов, остальные вопросы он сможет решать.
Подобная структура парламента станет еще одним фактором, способствующим тому, чтобы демократические страны изолировали Грузию.
Если Грузия окажется в изоляции, с однопартийным парламентом и экономическим кризисом, это затронет как избирателей оппозиции, так и сторонников «Грузинской мечты». Считаете ли вы, что досрочные выборы могли бы быть в интересах избирателей правящей партии?
— При принятии разумного решения избиратели «Грузинской мечты» также должны желать, чтобы Грузия не оказалась в изоляции. Тем более, что перспектива вступления Грузии в Евросоюз будет закрыта на долгое время, что отразится на положении каждого из нас. Это коснется как защиты прав человека, так и уровня жизни, поэтому разумным решением должны стать повторные выборы.
Внеочередные выборы используются как метод для разрешения политического кризиса. Более того, в некоторых странах, когда правящая партия видит падение своего рейтинга, она сама инициирует внеочередные выборы, чтобы получить подтверждение своей легитимности от избирателей.
Проведение внеочередных выборов — нечто неслыханное. Если существует серьезное и достаточно обоснованное сомнение в том, что результаты выборов не отражают мнение избирателей, или официальные данные не соответствуют реальной ситуации, проведение повторных выборов помогает развеять эти сомнения и укрепить легитимность власти.
Выборы должны быть организованы так, чтобы устранить те нарушения, из-за которых возникли сомнения в их законности. Такой подход является разумным выходом из ситуации.