Россия пробует превратить Грузию в конфедерацию под прикрытием сотрудничества с Тбилиси
Аналитический центр института Роберта Лансинга [Robert Lansing Institute] публикует подробный отчет о событиях, происходящих в Грузии и детально рассматривает сценарии развития событий, последовавшие после спорных парламентских выборов 26 октября, на которых согласно данным ЦИКа Грузии правящая «Мечта» миллиардера Б.Иванишвили получила порядка 54% голосов. Мы приводим короткий пересказ большого аналитического обзора:
В Грузии и её сепаратном регионе Абхазии возрастают вести, что Кремль может пойти на уступки грузинским властям, создав видимость возвращения контроля над оккупированными территориями. Хотя этот сценарий остается неподтвержденным и на данный момент носит характер слухов, его обсуждение может указывать на то, что Москва стремится оценить общественное мнение как внутри Грузии, так и за ее пределами.
Согласно распространенному предположению, Кремль готов поддержать лояльное грузинское правительство в обмен на видимость возвращения спорных территорий Абхазии и Южной Осетии. Эта теория обрела популярность после того, как Москва предприняла шаги, демонстрирующие готовность к сближению с Тбилиси: отмена визовых требований для граждан Грузии, возобновление прямых авиарейсов и указания абхазским и [также сепаратным] осетинским властям воздерживаться от дестабилизирующих шагов по отношению к грузинским властям. Примечательно, что обсуждения возможного референдума о присоединении Южной Осетии к России были внезапно прекращены.
В марте 2024 появились слухи, напоминающие теорию заговора, о возможной договоренности: политическая лояльность Грузии Москве в обмен на реинтеграцию Абхазии и Южной Осетии через создание конфедерации. Эти слухи усилились после того, как представители оппозиционной партии «Дроа» опубликовали видеозапись разговора между первым заместителем председателя парламента Грузии Гией Вольски и российским бизнесменом Давидом Хидашели, где, предположительно, обсуждалась эта чувствительная тема.
Распространение этой информации выглядит как стратегический шаг России, чтобы проверить реакцию общества на «план конфедерации», направленный на урегулирование конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Хотя идея конфедерации для реинтеграции этих регионов время от времени поднималась на мирных переговорах, после официального признания Россией этих территорий она была отвергнута.
Источники в правительственных кругах Тбилиси считают, что возвращение к идее конфедерации соответствует актуальной потребности России в новых транспортных коридорах на фоне западных санкций. Восстановление железнодорожных маршрутов из России через Абхазию в Грузию и далее на юго-восток считается стратегическим приоритетом для Кремля, который активно укрепляет «зону безопасности» в регионе. Москва может видеть в грузино-абхазско-южноосетинской конфедерации стратегический проект для усиления своего влияния на Тбилиси и потенциального сдерживания стремлений Грузии к НАТО.
В Сухуми же такие обсуждения воспринимаются с недоверием, считая, что этот маневр может отвлечь грузинское общество от растущей авторитарности внутри страны, включая принятие спорного закона о «иностранных агентах», по аналогии с российскими репрессивными мерами.
Согласно дипломатическим источникам, грузинские чиновники остаются скептичными и считают, что идея конфедерации вряд ли будет реализована, рассматривая текущие обсуждения как пиар-ход, организованный правящей партией «Грузинская мечта».