Почему Цхинвали и Сухуми до сих пор не получили вакцину «Sputnik-V»?
В де-факто Абхазии и Южной Осетии процесс массовой вакцинации населения еще не начался. Тем не менее военный состав российских баз размещенный на этих территориях уже прошел вакцинацию препаратом «Sputnik-V».
В Цхинвали и Сухуми пока не знают когда, смогут получить вакцину из РФ, а между тем созданная в российском Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени академика Н.Ф.Гамалеи, уже поставляется во многие страны Европы, Азии, Африки и Северной и Южной Америки.
По мнению исследователей региона, тот факт, что Сухуми и Цхинвали еще не получили вакцины, указывает на то, что эпидемиологическая ситуация в де-факто Абхазии и Цхинвальском регионе менее важна для Кремля.
По их мнению, если Грузия сможет получить вакцины, передача определенной дозы вакцины Цхинвали и Сухуми будет иметь серьезные политические последствия.
Где, кроме России, используют «Sputnik-V»?
По данным немецкого статистического портала Statista, по состоянию на 11 марта российская вакцина разрешена в 49 странах мира. В январе Россия подала заявку в Европейский Союз на одобрение вакцины, но процесс еще не завершен. Тем не менее Венгрия и Словакия, входящие в ЕС, решили использовать российскую вакцину самостоятельно. Обе страны заказали 2 миллиона доз вакцины.
Российская вакцина используется в таких странах, как Индия, Мексика, Беларусь, Сербия, Аргентина, Боливия, Босния и Герцеговина, Египет, Гондурас, Иран, Северная Македония, Тунис, Непал, Монголия, Венесуэла и других.
Помимо экспорта, производство вакцины уже ведется или будет начато в таких странах, как Индия, Бразилия, Китай и Южная Корея.
По политическим причинам ввоз российской вакцины в Грузию не планируется.
Что говорят в де-факто республиках
По словам Владимира Дельба, исполняющего обязанности де-факто премьер-министра Абхазии, «основным методом борьбы с вирусом является вакцинация». Об этом он заявил на заседании координационного совета, созданного для защиты населения от коронавируса.
Заседание состоялось 9 марта. На нем присутствовали т.н. министр здравоохранения Тамаз Цахнакия, т.н. главный санитарный врач Абхазии Людмила Скорик и т.н. руководитель аппарата де-факто кабмина Давид Сангулия.
По словам Людмилы Скорик, в настоящее время наблюдается положительная тенденция в профилактике вируса в Абхазии, но необходимо продлить действующие ограничения:
«Мы рекомендуем продлить все ограничительные меры, которые действуют сейчас. Основная причина этому то, что в Абхазии не начался процесс вакцинации населения от коронавирусной инфекции. Необходимо сохранить хорошие, стабильные результаты, которые у нас видны с середины февраля до сегодняшнего дня», – отметила Скорик.
После встречи 11 марта де-факто президент Аслан Бжания объявил, что введенные ограничения будут продлены еще на месяц.
Перед встречей 1 марта Тамаз Цахнакия, де-факто министр здравоохранения, сообщил абхазскому «Радио Спутник», что «в ближайшем будущем Абхазия на первом этапе получит 10 000 доз вакцины».
«Насколько мне известно, этот процесс идет достаточно активно, и я думаю, что вакцину мы получим в ближайшее время. Эпидемиологическая служба подготовит график вакцинации. В первую очередь будут вакцинированы врачи, правоохранители и другие», — сказал тогда Цахнакия.
Де-факто президент Анатолий Бибилов заявил 4 марта, что планирует закупить российскую вакцину. Он сказал, что это произойдет «в ближайшее время».
«В то же время ведутся переговоры с правительством России. Мы отправили письмо, чтобы найти возможность поставить эту вакцину в Южную Осетию. На этой неделе будет объявлена конкретная дата, когда наша республика получит вакцину », — сказал тогда Анатолий Бибилов.
По сообщению осетинского информагентства Цхинвали сможет мобилизовать 2 миллиона российских рублей [около 90 000 лари] на закупку вакцины.
В Цхинвали надеются в скором времени получить вакцину и говорят, что вакцинация будет добровольной.
Насколько приоритетным для Кремля является население Цхинвали и Сухуми
По словам Вано Абрамишвили, директора «Кавказского дома конфликтологии и кавказских исследований», тот факт, что вакцинация де-факто населения Абхазии и Южной Осетии еще не началась, является одним из показателей того, что уровень жизни местного населения не является приоритетным для России.
«Конечно, это не приоритет, факты говорят сами за себя. Как сообщали СМИ в феврале, вакцинация российских военных баз в Абхазии была проведена в феврале. Этот факт, наряду с другими показателями, является одним из индикаторов того, насколько неприоритетен уровень жизни и здоровья [в Абхазии и Южной Осетии ] для России », — говорит Вано Абрамишвили.
По его словам, следует отметить, что вопрос вакцинации в абхазской и осетинской общинах не обсуждается так активно, как в грузинской.
«Самой острой проблемой в Абхазии сейчас является энергетический кризис. Люди часами ждут электричества. В основном они сосредоточены на этой теме. Кроме того, основной проблемой являются недавние политические события, связанные с прибытием Бенура Квирая, бывшего помощника Аслана Бжания [в районе, контролируемом центральным правительством]. Как видно, вакцинация не является серьезной проблемой в абхазском обществе.
«В случае с Цхинвали мы также видим другие кризисы [политический кризис, связанный с убийством Инала Джабиева], которые являются более сложными и приоритетными для населения», — сказал он.
По словам Вано Абрамишвили, «если будет такая возможность, правительство Грузии передаст вакцины Сухуми и Цхинвали, что будет иметь значительную смысловую нагрузку.
«Сфера здравоохранения — это направление, в котором грузинская сторона не жалеет усилий, поэтому я уверен, что необходимо будет передать вакцину. Как видим, абхазская и осетинская стороны лишены возможности выбора вакцины. Очевидно, если начнется массовая вакцинация, они получат ее из России. Если у нас будет к ней доступ, я думаю, что грузинская сторона сделает такое предложение, которое покажет, что абхазская и осетинская общины ценны для остальной Грузии», — сказал он.
По словам Гиоргия Канашвили, другого исследователя региональных проблем, причина, по которой вакцинация еще не началась в де-факто республиках, может быть двоякой, включая пассивность самих де-факто правительств и отношение России к людям, живущим здесь.
«Население Абхазии и Южной Осетии, по их подсчетам, что сомнительно, составляет 300 тысяч человек. На самом деле может и не быть 200 тысяч. Поэтому трудно понять, почему население там не вакцинировано российской вакциной, хотя можно предположить два момента. Цхинвали и Сухуми не получили вакцину. Второе, можно сказать, что это население не является приоритетом для России», — сказал Канашвили.
По его словам, помощь, оказываемая центральным правительством Грузии Цхинвали и Сухуми, имеет не только гуманитарное значение, но и политическое.
«В целом и оккупированная, и неоккупированная Грузия — это Грузия, поэтому центральное правительство Грузии должно позаботиться о [абхазах и осетинах]. Помимо гуманитарного значения, оно имеет еще и политическое измерение. Это фиксация, что — да, эти территории принадлежат Грузии и, следовательно, правительство обязано заботиться о людях, которые там живут.
Правительство должно сделать это, но если мы посмотрим на объективную реальность, вакцинация не началась здесь [в районе, контролируемом центральным правительством], и это может показаться смешным [говорить об этом], но если мы получим нужное количество, то передача вакцины, с политической точки зрения, такие символы очень важны», — сказал Канашвили.