Грузия рискует стать транспортным тупиком
Железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс, связывающая Азербайджан, Грузию, и Турцию была введена в строй в 2017 году. Ее пропускная способность составляет 6, 5 млн. тонн в год с перспективой увеличения до 17 млн.
Однако за прошедшие 3 года ее грузооборот составил всего 400 000 тонн, то есть 2, 1% от имеющегося потенциала. Загруженность дороги может сократиться еще больше, в случае, если после завершения войны в Нагорном Карабахе Азербайджан получит транспортный коридор через Армению в направлении Нахичеванской автономии, а оттуда уже в Турцию.
Теоретически этот путь значительно короче, чем через Грузию – в случае наличия соглашения между Баку и Ереваном, и ремонта железной дороги (что не является проблемой для богатого Азербайджана), это маршрут намного выгоднее уже имеющегося, по Грузии.
Однако это пока теория, но проблемы с привлечением международных транспортных потоков есть и без коридора в Нахичеван.
На сегодняшний день, даже в условиях отсутствия транспортного сообщения между Арменией и Азербайджаном, транзитные возможности Грузии используются значительно меньше имеющегося потенциала. В частности, с более или менее полной нагрузкой не работают ни Грузинская железная дорога, ни морские порты.
Даже в далеком 2000-м году грузинские порты обработали 17, 6 млн. тонн грузов, что на 4% больше, чем в 2020-м. В 2012 году, когда магистраль Баку-Карс только строилась, грузопоток ГЖД составил 20, 1 млн. тонн, что на 81% больше, чем в 2020 году.
Транзит грузов по территории страны не осваивает даже половины возможностей – батумский и потийский порты не могут обслуживать 75% судов, плавающих в Черном море – они неспособны принять грузовые корабли, вместительностью более 1500 контейнеров. При том, что проект порта Анаклиа в случае его реализации мог быть принимать суда с 10 000 контейнерами, однако по различным причинам строительство этого глубоководного порта не является перспективой ближайших лет.
Несмотря на потенциал и теоретические возможности, практическое освоение транзитного потенциала Грузии не происходит и транзитный коридор по ее территории постепенно теряет привлекательность.
Транзит нефти и газа, который осуществляется по трубопроводам, дает стране возможность получения дешевого газа, что является значительным шагом на пути к энергетической безопасности. Эти маршруты стабильны и не изменятся, так как их замена связана с большими сложностями – в особенности это касается газа, который можно доставлять потребителям только при помощи трубопроводов.
Однако замещение транспортных перевозок – значительно проще, в особенности при наличии уже действующих маршрутов, в частности, через Россию, которые работают уже в течение десятилетий.
В случае потери Грузией функции транспортного хаба, это грозит не только большими экономическими потерями, но и проблемами в вопросах безопасности.
Радио «Коммерсант»