Контрабандный скандал — как обструкция для Бибилова
Набирает обороты скандал вокруг контрабанды табачных изделий из Южной Осетии в Россию, к которой причастно югоосетинское руководство.
Наблюдающие за этой историей эксперты считают, что этот скандал инспирирован Кремлем и является своеобразной «черной меткой» де-факто президенту Анатолию Бибилову.
Эксперты, наблюдающие за Южной Осетией и Абхазией отмечают, что это первый случай, после их признания со стороны Москвы, когда российские власти распространили информацию о том, что руководство одной из де-факто республик осуществляет преступную деятельность, направленную против экономических интересов Российской Федерации.
Информацию распространили неофициально, но обозначая свое участие в этом деле.
Примечательно, что началу скандала предшествовали два события.
Событие первое заключается в том, что в марте курирование Абхазии и Южной Осетии забрали у Управления по приграничному сотрудничеству, который возглавляет Алексей Филатов, и передали (вернули) Управлению по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, где начальником Игорь Маслов. Игорю Маслову 60 лет, он полковник Службы внешней разведки (СВР) Российской Федерации. До назначения в ранге заместителя начальника этого же управления курировал молдавское направление.
Событие номер два: заместителем Игоря Маслова был назначен генерал-лейтенант ФСБ Виктор Шаргаев. Тот самый Шаргаев, который с апреля 2014 по июль 2017 года занимал должность т.н. председателя КГБ Южной Осетии.
Наверное, в Москве нет более информированного человека о том, что происходит внутри Южной Осетии, чем Виктор Шаргаев.
Среди вопросов, которые он курировал на территории Южной Осетии — кремлевский проект под названием «Бибилов». Цель проекта – помочь Анатолию Бибилову и его партии «Единая Осетия» победить сначала на парламентских выборах 2014 года, а затем и президентских – в 2017 году.
С 2011 года Москва рассматривала Бибилова в качестве противовеса опальному Эдуарду Кокойты, как сильного руководителя, который не допустит возвращения экс-президента в югоосетинскую политику. На выборах 2011 года Анатолий Бибилов потерпел поражение, но его кураторы в Москве не отменили свои планы на его счет.
Очевидно, после победы Бибилова на т.н. президентских выборах, Виктор Шаргшаев мог претендовать на свою долю влияния в Южной Осетии, говорят, он даже предлагал свою протекцию некоторым соискателям высоких должностей в правительстве.
Вот только Анатолий Бибилов оказался неблагодарным клиентом, вскоре после инаугурации, в июле 2017 года он отстранил Шаргаева от занимаемой должности.
В принципе, обычная история – правители в первую очередь избавляются от тех, кому обязаны своим восшествием.
Последующие четыре года о Шаргаеве ничего не было слышно, но незадолго до назначения куратором, о нем напомнила публикация в прессе, компрометирующая высшее руководство Южной Осетии. По своему содержанию публикация напоминала результаты оперативной разработки спецслужб, поэтому все сразу вспомнили о бывшем шефе КГБ, которого так бесцеремонно «кинул» президент.
А последовавшие за скандальной публикацией новости о назначении Виктора Шаргаева лишь укрепили наблюдателей в их версии: генерал напомнил о себе как человек информированный о темной стороне югоосетинских начальников, а с другой стороны – как человек, который не прощает обид.
Речь идет о статье с говорящим названием «Сигаретный «контрабас» генерального прокурора Южной Осетии», опубликованной 18 марта, в телеграмм-канале «Абхазия-центр» за подписью некоего Алана Валиева.
В публикации, более напоминающей результаты оперативной разработки спецслужб, подробно описана схема контрабандного трафика – из третьих стран (в основном из Арабских Эмиратов и Армении) в Южную Осетию, а затем из Южной Осетии в Россию за период с 2015 по 2017 годы включительно, то есть во время президентства и Леонида Тибилова, и Анатолия Бибилова.
В течение трех лет платежи за табачную продукцию югоосетинских компаний, участвующих в контрабандном трафике, составили 658, 6 миллионов рублей и 6,3 миллиона долларов США. Расчеты шли через счета в т.н. Национальном банке Южной Осетии. В публикации указаны подробный перечень подставных фирм, специализирующихся на контрабанде, как осуществлялись расчеты, какие перечислялись суммы с разбивкой по годам и фирмам.
В материале приводятся даже содержания секретных переговоров между контрабандистами и в ту пору генерального прокурора Урузмага Джагаева- какие условия выдвигали, на чем сошлись, как делили прибыль:
«Монополист теневого сигаретного рынка Анзор Джукаев (из Карачаево-Черкессии) передавал по 3 % от стоимости продукции в ГТК РЮО (таможенный комитет), Комитет по налогам и сборам РЮО, Контрольно-счетную палату РЮО. Владельцы других фирм тоже передавали ежемесячные платежи через руководителя Контрольно-счетной палаты непосредственно президенту Южной Осетии Тибилову…».
В публикации подробно описана история о том, как входил в эту систему Урузмаг Джагаев, назначенный в 2016 году генпрокурором после гибели его предшественника Мераба Чигоева:
«(Урузмаг Джагаев) сразу же стал предпринимать действия по установлению контроля над контрабандой сигарет. …. в середине 2016 года, генпрокурор потребовал выплачивать ему 10 % от стоимости поступающей продукции. В итоге остановились на регулярной выплате 3 % от проводимых операций — а это сумма в 15 миллионов рублей ежемесячно».
После победы на выборах Бибилова, с ним пытаются встретится контрабандисты, чтобы обсудить дальнейшую судьбу трафика, Анатолий Ильич встречаться не захотел, поручил их генпрокурору, как главному распорядителю криминального трафика.
Дело на этом не ограничилось, в конце апреля Москва инициировала второй акт скандала, на сей раз посвященную исключительно периоду правления Анатолия Бибилова.
28 апреля оппозиционные депутаты Гарри Мулдаров и Джамболат Медоев выступили на сессии парламента со специальным докладом, по итогами их рабочей поездки в Москву.
Депутаты сообщили коллегам, что встречались с представителями Федеральной таможенной службы, а так же, как они выразились, с представителями «других компетентных структур», которые поделились с ними сведениями о гигантском потоке табачной продукции в Южную Осетию.
В принципе ситуация понятная – это не первый случай, когда Москва привлекает оппозиционеров как инструмент давления на действующие власти. Иногда их инструктируют, как себя вести, какую позицию выбрать. Иногда дают конкретные поручения.
В этом смысле никого не удивило, почему рядовых депутатов принимали в Москве явно не по чину, и почему «компетентные органы» вдруг решили поделиться с ними закрытой информацией.
По этой информации, в одном только 2019-м году в Южную Осетию было завезено 98 морских контейнеров с сигаретами, в основном из ОАЭ. Доставлялись в Южную Осетию сигареты и транспортными самолётами из Армении.
В 2018-2019 годах ежемесячно в аэропорту Адлера приземлялся борт с сигаретами в адрес подставных юридических и физических лиц в Южной Осетии, всего прибыло порядка 300 (трехсот) тонн сигарет.
Прозвучала в отчете депутатов и фамилия «некоего Бибилова».
«Нам также стало точно известно, что о контрактах на поставку сигарет в Южную Осетию перед директорами армянских фабрик ходатайствовал некто Бибилов. Особо хотим отметить, что все эти озвученные факты были подкреплены соответствующими материалами, с которыми мы были ознакомлены в законных пределах». -заявил в своем докладе Гарри Мулдаров.
Возбужденные докладом Гарри Мулдарова депутаты предложили создать специальную комиссию, которая займется расследованием представленных фактов. Председатель парламента Алан Тадтаев дал соответствующие поручения. Предполагается, что комиссия будет сформирована после майских праздников.
Так неофициальная информация стала причиной скандала с вполне официальными последствиями.
9 мая информационный ресурс де-факто президента «Чреба-Медиа» выпустил 20-минутый ролик, в котором представил доклад депутатов как клеветническую компанию против Бибилова, за которой стоят Запад и Кокойты.
В этом ролике начальник таможенного комитета Мурат Цховребов выступил с заявлением, в котором, в частности указал, что с 2017 года по настоящее время ввезено 207 товарных партий табачных изделий, со всех уплачены пошлины и налоги в размере 520 миллионов 641 тысяч рублей.
Иными словами, все эти партии завезены в республику легально.
И это действительно так. Преступление контрабанды совершается не при ввозе, а во время вывоза сигарет в Россию. При этом невольно Цховребов подтвердил обоснованность доклада Мулдарова и обозначил приблизительные объёмы контрабанды.
Акцизы, пошлины и прочие налоги на одну пачку составляют немногим более шести рублей. Путем нехитрых вычислений из слов Цховребова получается, что за 4 года в Южную Осетию завезли порядка 85 миллионов пачек.
В Южной Осетии с учетом служащих российской военной базы приблизительно 12- 14 тысяч курильщиков. Возьмем в среднем одну пачку в день на курильщика получается от около 5 миллионов пачек в год или 20 миллионов пачек за четыре года. Выходит, не менее 65 миллионов пачек было завезено для последующей контрабанды в Россию.
Приблизительный доход участников трафика от одной пачки -20 рублей. Получаем 1 миллиард 300 миллионов рублей за отчётный период.
По оценкам местных экспертов чиновники обратили внимание на контрабанду, после ужесточения финансового контроля со стороны Москвы (начиная с 2012года), и окончания активной фазы послевоенного восстановления, из-за чего сократились денежные потоки из России и, соответственно, теневые доходы чиновников.
Внешне эта история отчасти похожа на примерную борьбу с экономической преступностью, защиту Россией своих экономических интересов и т.п., но это лишь на первый взгляд.
Такая прозрачная версия не выдерживает критики. Из информации, которую «слили» российские спецслужбы следует, что контрабандные потоки отслеживались на протяжении, по меньшей мере, пяти лет, все фигуранты были известны, но никаких мер к пресечению преступной деятельности российские силовик не предпринимали.
Вполне понятно, что вся эта контрабанда проходила через один единственный таможенный пост – «Нижний Зарамаг».
Возглавлявший все эти годы североосетинскую таможню полковник Олег Троцко пошел на повышение – возглавил таможню Дагестана. Ни к нему, ни к другим сотрудникам североосетинской таможни, вроде бы, претензий не возникло.
Иными словами, все указывает на то, что преступная деятельность не причина, а лишь повод для скандала и давления на Бибилова. Тогда в чем причина?
Околокремлевское экспертное сообщество не может ответить на этот вопрос определенно. Проблема в том, жалуются эксперты, что решения по Абхазии и Южной Осетии теперь принимаются в крайне закрытом режиме. Эксперты в последнее время даже не представляют как, например, в Кремле видится список проблем в Абхазии и Южной Осетии.
Пока можно опираться лишь на очевидные вещи — Бибилов разочаровал Кремль. Он слишком выбивается и из образа государственного деятели, чиновника.
Он неуправляем и непредсказуем. Он действует без оглядки не формальные механизмы, лишь бы почеркнуть свою личную власть. В результате на протяжении своего президентского срока, он на пустом месте провоцировал один политический кризис за другим.
Очевидно, что контрабандный скандал — это такая обструкция для Бибилова. Вопрос, который остается открытым: это воспитательное мероприятие, чтобы указать товарищу на его место, или завершение неудачного «проекта Бибилов», который Кремль начал реализовывать ровно десять лет назад – весной 2011 года?
Именно этот вопрос сейчас более всего волнует население Южной Осетии в преддверии т.н. президентских выборов, до которых осталось 11 месяцев.
Местное общество, похоже, очень устало от этого проекта. Смешивая страх и надежду люди ловят сигналы Кремля, и пытаются разгадать его планы на их будущее.
Автор: Мурат Гукемухов
Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». В тексте содержится терминология и иные дефиниции, используемые в самопровозглашённых Абхазии и Южной Осетии. Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.