Новости ГрузииОбщество

Самая продуманная санкция ЕС против России — Даниэль Гросс

Самая продуманная санкция ЕС против России — Даниэль Гросс

Поскольку российские войска продолжают беспорядочный обстрел гражданских районов Украины, вопрос о том, должен ли Европейский союз или отдельные государства-члены запретить импорт газа из России, становится все более актуальным. Хотя Соединенные Штаты уже предприняли этот шаг, но запрет со стороны Европы, в прошлом году закупившей почти три четверти российского экспорта природного газа, нанесет гораздо больший ущерб в ответ на военные действия Путина.

Но запрет на импорт российского газа также будет иметь серьезнейшие краткосрочные экономические последствия для самой Европы, вплоть до подрыва устойчивости экономики. К счастью, есть другой способ, который минимизировал бы экономические потрясения в ЕС: союз может ввести импортную пошлину на российский газ.

В обычное время такая пошлина нарушила бы правила Всемирной торговой организации. Но, учитывая агрессию России, ЕС мог бы воспользоваться изъятием из соображений национальной безопасности, содержащихся в статье XXI Генерального соглашения по пошлинам и торговле. Более того, Россия уже давно ввела 30-процентный экспортный налог на газ. ЕС может утверждать, что его импортная пошлина просто компенсирует эту неравномерность.

Целевой тариф на энергоресурсы может быть введен практически в одночасье и будет иметь значительные политические преимущества. Пошлина уравновесила бы требования к России по оплате расходов и гарантию обеспечения европейцев топливом. Также пошлина способствовала бы сокращению, и в конечном итоге устранению, энергетической зависимости Европы от России. И, поскольку она будет введена на уровне ЕС, это станет ощутимым доказательством того, что страны-члены могут действовать сообща.

Импортная пошлина на российский газ также будет иметь большое значение для опровержения обвинения в том, что Европа финансирует захватническую войну России за счет закупок энергоносителей. Европейские страны, обладающие доступными альтернативами российскому газу, немедленно поменяют источники поступления энергии. И хотя страны, у которых нет таких возможностей, могли бы пока продолжать закупать российский газ, они получили бы мощный и постоянный ценовой сигнал для диверсификации с течением времени. Падение европейского спроса на российский газ сначала будет медленным, но темпы снижения ускорятся.

Поможет и то, что пошлина ЕС обеспечит сильный долгосрочный стимул для частных фирм искать предложения лучшего варианта. Если ЕС даст понять, что пошлина будет действовать до тех пор, пока продолжается агрессия России против Украины, потенциальные поставщики газа по всему миру будут мотивированы искать новые источники или инвестировать больше средств в разработку существующих запасов.

В то же время импортная пошлина российского газа принесла бы ЕС значительные доходы. В условиях высоких мировых цен на углеводороды 30-процентная пошлина на стоимость российского газа может легко принести в бюджет ЕС 30-50 миллиардов евро (33-55 миллиардов долларов) на ежегодной основе.

Помимо финансовой помощи уязвимым европейцам, пострадавшим от повышения цен на газ, эти доходы могут быть использованы для оказания большей поддержки украинскому правительству и покрытия расходов на содержание украинских беженцев. Если каждому беженцу требуется около 5000 евро на жилье и расходы на проживание, а 3-5 миллионов украинцев ищут убежища в ЕС, союзу грозит счет в размере 15-25 миллиардов евро.

У России почти не было бы шансов избежать введения пошлины. Учитывая, насколько велика доля закупаемого российского газа, ЕС обладает значительной монопсонической властью. Другие клиенты просто не смогли бы компенсировать такую огромную потерю. Сюда входит Китай, уже закупающий значительные объемы газа у России и не планирующий становиться более зависимым от нее.

Экономическая обоснованность введения налога на импорт российского газа очевидна. 30%, уже примененные Россией, стали бы разумной отправной точкой. Опасения, что европейские цены на газ тогда также вырастут на ту же величину, необоснованны, поскольку у России мало альтернативных клиентов, и ей придется согласиться на более низкие цены. Цены в ЕС несколько возрастут, но затраты для Европы в конечном счете должны быть незначительными, поскольку доходы от пошлин останутся в ЕС. Более того, введение пошлины, которая предлагает перспективное решение без полного запрета, может успокоить рынки.

Это указывает на еще одно преимущество целенаправленной газовой пошлины: влияние на цены и потоки сжиженного природного газа даст директивным органам столь необходимую информацию о проблеме полного отделения европейской газовой сети от России. В зависимости от политической ситуации, с течением времени налог может быть изменен.

Пошлина также может быть применена к импорту российской нефти, хотя ставка должна быть намного ниже, чем для газа, поскольку нефть гораздо легче транспортируется. Слишком высокая ставка приведет к перенаправлению всего российского экспорта. Но даже 10-процентная пошлина на нефть, при условии введения всеми западными союзниками, может принести значительные доходы, которые можно было бы использовать для поддержки уязвимых групп населения.

Разумеется, налог ЕС на импорт энергоносителей из России не побудит президента России Владимира Путина отказаться от войны в Украине в краткосрочной перспективе. Он загнал себя в политический и стратегический угол и не может просто отступить.

Но это не значит, что следует ослабить давление на режим Путина, особенно если в долгосрочной перспективе это обещает снижение экономической зависимости от России. Поскольку европейские лидеры пытаются разработать «умные санкции» – меры, причиняющие максимальный ущерб России и минимизирующие ущерб для ЕС, – они должны признать, что импортная пошлина на газ из России может быть самой продуманной санкцией из всех.


Статья публикуется в соответствии с соглашением между The Project Syndicate и Netgazeti.

Даниэль Гросс — эксперт и член Наблюдательного совета Европейского аналитического центра (CEPS).

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.