«Никто не может сказать Иванишвили, что это глупая идея» — Линкольн Митчелл
«Бидзина ведет себя так: ему в голову приходит идея, он эту идею озвучит, и, поскольку его окружают люди, главная задача которых в жизни — оставаться рядом с ним, быть рядом с властью, конечно, ради денег, которые поступают в Грузию от него – никто ему не говорит: «Эй, это очень глупая идея», хотя, на самом деле, это очень глупая идея. Итак, эта идея реализована».
Это слова Линкольна Митчелла, политического обозревателя, доцента Колумбийского университета и советника Иванишвили во время выборов 2012 года. Эти слова он произнес сегодня в Хельсинкской комиссии, где давал брифинг о законах аналогичных российскому «закону об иностранных агентах».
Особый акцент на брифинге был сделан на Грузию, Кыргызстан, Словакию и Венгрию. Спикерами, помимо Линкольна Митчелла, выступили Ясмин Кэмерон, старший юрисконсульт Центра по правам человека Американской ассоциации адвокатов, и Мартина Грволова, председатель организации «Друзья Словакии».
Линкольн Митчелл высказал свое мнение относительно того, почему разные страны используют такой «авторитарный механизм» как российский закон, при этом он привел пример Грузии.
«Многие предполагают, что эта директива исходит из Москвы — кто-то в Кремле берет трубку, звонит Бидзине Иванишвили и говорит: «Мы хотим, чтобы это произошло вот так»… Простое объяснение состоит в том, что Россия хотела, чтобы они это сделали. Это действительно возможно, но мы не можем знать наверняка», — сказал Митчелл.
Политический обозреватель считает, что главный вопрос состоит не в том, действительно ли приказ пришел из России или нет. Главный результат заключается в том, что принятие этого закона в Грузии отвечает интересам Кремля и выгодно для России.
«Результат очень хороший для России. Это помогает России, это плохо для демократического развития Грузии, это плохо для западных устремлений Грузии, а поскольку мы находимся в Палате представителей США, это плохо и для Соединенных Штатов», — сказал Митчелл.
Митчелл указал, что на Западе не могут должным образом понять механизмы принятия решений в Грузии, где во главе процессов стоит Иванишвили, который не занимает «никакой формальной должности в правительстве» и «действует по своим прихотям».
«Когда я говорю об этом, то же самое подтверждают люди, которых здесь уже нет, но они были членами правительства, близкими к Иванишвили. Именно так работают политика и власть в Грузии.
Подчеркиваю, что не имеет значения, действительно ли Россия просила о принятии этого закона или нет. Результат ясен – это [принятие российского закона] полезно для России», — говорит Митчелл.
Политический обозреватель также задался вопросом, почему Грузия приняла российский закон именно сейчас, в контексте предстоящих выборов.
«В октябре пройдут выборы. Меня смущает одна вещь. Около года назад на Западе сформировался консенсус, что «Грузинская мечта» не сможет победить на свободных и честных выборах. Эта идея, как и многие другие идеи о Грузии, была полной ерундой. «Грузинская мечта» до недавних событий ожидала однозначной победы на этих выборах, прежде чем повторно представить этот закон.
Поэтому возникает вопрос, а зачем затевать дело о краже выборов, если и так можно выиграть выборы? Это загадка, и у меня нет ответа. Одним из возможных вариантов может быть то, что правительство Грузии намерено отступить от европейских устремлений своего народа», — заявил на брифинге бывший советник Иванишвили.
На брифинге Митчелл коснулся деятельности и прозрачности неправительственных организаций в Грузии. Он отметил, что финансы неправительственного сектора в Грузии уже прозрачны и их деятельность, в рамках которой они финансируются, совпадает с декларируемой целью правительства — движение в сторону Евросоюза.
«На протяжении всего этого времени организации гражданского общества играли жизненно важную роль в привлечении правительства к ответственности», — сказал Митчелл.