119 миллионов потрачено на реабилитацию старого Батуми — проект, которого никто не видел
В старом Батуми здания на улицах Мемеда Абашидзе и Ираклия Абашидзе были возведены в строительные леса и обнесены сеткой. По словам рабочих, здесь начались работы по строительству и восстановлению фасадов. Информационной доски на сайте вы не найдете, нет информации о проекте или эскизов. Ничего подобного вы также не найдете на сайтах ответственных госорганов.
Никто не чувствует себя обязанным объяснять батумцам, что происходит в исторической части горда. Здесь, где граждане проводили митинги в защиту памятников, ведется несколько судебных споров по их спасению. Мы не знаем, кто подготовил реставрационно и реабилитационный проект, какой у них опыт и пользуются ли авторы проекта доверием общественности.
— «Вы должны попросить об этом. Тендер объявлен, и если вы его не найдете, я вам сообщу. Что еще вас интересует? — Если вам нужны эскизы, то запросите их», — так нам ответили в Фонде муниципального развития. Они также утверждали, что работы по восстановлению старого Батуми начались еще в прошлом году, а не сейчас, — «Вот почему нет прошлых фоток».
И если работы начались в прошлом году, если не все, то часть зданий должна была быть закончена, хотя об этом ничего не знают даже защитники памятников в Батуми. Тем не менее началось ли это в прошлом году или в этом году, нас это не интересовало. 28-29 августа 2024 года мы снимали то, что на самом деле происходит на улицах Батуми.
Согласно тендерной документации:
Компании-победителю тендера будет поручено подготовить рабочую проектную и сметную документацию для строительных и реабилитационных работ в Батуми в рамках программы развития городов и курортов Грузии и выполнить соответствующие работы на основе этого документа с использованием проектно-конструкторского бюро.
Также в техническом задании прописывается ряд требований к опыту компании и общие технические условия, загружаются план-график и другая техническая документация. Возможно, из этих технических документов общественность также получит информацию о том, кто, что и как делает в исторической части Батуми.
Такой уровень ответственности чувствует и Фонд муниципального развития, который тратит из бюджета 200 миллионов лари [около 74 млн. долларов США] на этот конкретный проект.
Компания, курирующая работы, также не ответила на вопросы Batumelebi, посоветовав обратиться в компанию по закупкам, — «Это было бы правильнее».
По условиям тендера поставщик обязан предоставить рабочую проектную и сметную документацию и выполнить соответствующие работы в соответствии с настоящим техническим заданием. По закону, уже подтвержденный проект загружается на страницу агентства по закупкам.
Агентство культурного наследия Аджарии подтвердило, что работы начались в рамках госпрограммы и проект с ними согласован. Однако это агентство не удосужилось распространить как сам проект, так и какие-либо пояснения или эскизы.
Известно лишь, что проект стоимостью 200 миллионов лари реализует Фонд развития муниципалитетов в рамках Госу.программы развития городов и курортов. Компания-победитель тендера «Саба Констракшн» работает в старом Батуми и по данным (на сайте закупочного агентства), уже потрачено 119 миллионов лари.
Процесс реабилитации на улице Мемеда Абашидзе начинается с двухэтажного дома, расположенного на пересечении улиц Константина Гамсахурдиа и Мемеда Абашидзе, и продолжается до берега моря.
Здесь у двухэтажного дома по адресу Абашидзе №23 несколько совладельцев, среди них – Союз профессиональных союзов Аджарии. На продолжении улицы двухэтажный исторический памятник принадлежит некоему Энрико Беридзе. Согласно публичному реестру, он является совладельцем и генеральным директором нескольких компаний, в том числе гендиректором акционерного общества «Гефа».
Бизнесмен Энрико Беридзе в 2019 году несколько раз был оштрафован и предупрежден за нарушение памятника культурного наследия из-за незаконных работ на памятнике архитектуры. Том, который находится по адресу Мемед Абашидзе №23. Его предупредили и оштрафовали за незаконные работы в доме №9 той же улицы, где была надстроена мансарда на памятнике. Однако штрафы не остановили бизнесмена и он продолжил свою работу. После увеличения штрафа в два раза (в соответствии с законом), в ноябре 2019 года было возбуждено уголовное дело против бизнесмена Энрико.
Апеллянтом выступило Агентство по охране культурного наследия Аджарии, а предметом спора стало посягательство на два памятника культурного наследия в старом Батуми. Это первый случай после того, как было начато расследование по Уголовному кодексу по факту незаконных работ на памятнике в Батуми.
После этого бизнесмен соизволил обратиться в агентство за разрешением. В декабре 2020 года глава агентства издал приказ, разрешающий Энрико Беридзе построить уже построенный мансардный этаж на уже проведенные работы по «восстановлению и реконструкции фасада», постфактум.
Что за здание
Этот дом является продолжением трехэтажного дома, построенного в конце XIX века на улице Мемеда Абашидзе [бывший дом учителей в Батуми].
По мнению урбанистов, здание общественного назначения расположено на пересечении двух улиц и соединение с площадью Европы полностью соответствует его общественному назначению и дает возможности для адекватного восприятия здания:
— «При оценке доминирования, независимо от порядка, масштаб с окружающими зданиями, угловое расположение, архитектура и функциональность придают памятнику определенный признак доминантности».
В том же заключении читаем, что директор агентства обсудил с консультативным советом и согласовал уже реализованные работы. Также поясняется, что нарушитель закона Энрике Беридзе представил агентству экспертное заключение, согласно которому демонтаж построенного этажа приведет к нарушению «конструктивной целостности» строения, а также прочность и устойчивость здания будут «существенно снижены».
Вот так разрешилась эта история…
Что касается суда, то, скорее всего, уголовное преследование было прекращено после того, как Энрико Беридзе получил разрешение на оба уже построенных сооружения. В приказе главы ведомства читаем, что судья оштрафовал Энрико Беридзе на 20 тысяч лари [порядка 7,43 тыс. долларов США]. С коммерческой точки зрения нарушитель остался в выигрыше.
Сейчас фасад обеих зданий бизнесмена-нарушителя ремонтирует Фонд муниципального развития, и ведомство согласовало проект.
Здания на двух улицах не были подготовлены к реставрации, а некоторые работы проводились в разное время, и на данном этапе им ничего не угрожало. С другой стороны, никто не помнит о зданиях, которые, по мнению специалистов, представляют собой архитектурную и историческую ценность и нуждаются в сохранении. Кстати, аудит и оценка этих исторических зданий финансировалось из самого бюджета Батуми.
Например, первое здание по адресу Абашидзе №23, где расположены профсоюзы и офис компании «DS GROUP», было реабилитировано в 2022 году при финансировании фонда «Карту» [миллиардера Б.Иванишвили]. Чуть ранее реабилитационные работы были проведены и на продолжении дома правительства Аджарии, «доме Сабаева», расположенном по адресу Абашидзе №20. В настоящее время здание находится на государственном балансе и в нем размещается государственная служба охраны.
По словам Шоты Гуджабидзе, правительство не сотрудничает с организацией, которая уже много лет занимается защитой памятников культурного наследия в Батуми, и не предоставляет запрошенную информацию. Следовательно, у них больше нет доступа к аналогичным документам, чтобы иметь возможность их изучить и оценить.
— «Агентство культурного наследия, в руки которого переходят эти документы, скрывается последние несколько лет. Они пытались доказать нам, что наше мнение их не интересует. Им так удобнее и они будут дальше прятаться от закона.
Второе и важное заключается в том, что этот термин «реабилитация» не включен в список разрешенных работ на памятниках и зданиях, имеющих статус культурного наследия. Так написано в законе о «культурном наследии Грузии». Просто прописано — идет реставрация или реконструкция. Часто даже само агентство культурного наследия присваивает выполняемым работам такую квалификацию, что не соответствует закону.
Закон содержит перечень разрешенных работ на памятнике и определения всех терминов. Реабилитации там нет. Если вы называете что-то реабилитацией, вы не сможете объяснить, что такое реабилитация. А мы точно знаем, что такое реставрация, консервация, адаптация и так далее.
Я думаю, это своего рода трюк – когда слышишь о реабилитации, в этом нет ничего плохого. Подозреваю, что однажды этому же агентству придется объяснить, что это означает, почему оно присвоило такую квалификацию. Как ведутся работы [в Старом Батуми], проводятся ли какие-либо исследования, ведь (работа) над любым историческим памятником, даже над росписью фасада, необходима с соответствующими исследованиями».
Автор: Цаго Кахаберидзе, издание «Батумелеби»