Философ — Уловка, как манипулятивная стратегия в заявлениях лидеров «мечты»
Георгий Лебанидзе, философ и преподаватель из Университета штата Миссисипи, в своей статье рассматривает феномен риторики лидеров партии «Грузинская мечта», используя концепцию американского философа Гарри Франкфурта из его эссе «On Bullshit». Лебанидзе утверждает, что высказывания грузинских политиков выходят за рамки традиционной лжи, представляя собой форму манипуляции, при которой различие между правдой и ложью полностью утрачивается.
Согласно Франкфурту, ложь предполагает искажение реальности, чтобы ввести человека в заблуждение, заставив его поверить в определённую, пусть и ложную, версию событий. Лжец, таким образом, всё же признаёт значимость истины.
В отличие от этого, уловки игнорируют саму идею правды: цель автора — не убедить слушателя в правдивости своих слов, а оказать на него определённое влияние, добиться манипулятивного эффекта. Для манипулятора истина и ложь не имеют значения, он использует слова исключительно как инструмент для достижения своих целей.
Лебанидзе утверждает, что заявления лидеров «Грузинской мечты», таких, как Ираклий Кобахидзе, Мамука Мдинарадзе и Каха Каладзе, являются яркими примерами уловок. Их риторика не направлена на разъяснение событий или убеждение аудитории в их правоте.
Вместо этого она выполняет две ключевые задачи, где первое, это психологическое подавление оппозиции, что выражается в навязывании убеждения — «никакие протесты или усилия гражданского общества не смогут повлиять на власть. Это проявляется в заявлениях, например, о том, что многотысячные митинги — это всего лишь собрания нескольких сотен человек».
Во вторых их целью стало поддержание мотивации сторонников власти, то есть создание ощущения стабильности и безнаказанности для тех, кто поддерживает текущую систему. Это видно в утверждениях, что санкции против Бидзины Иванишвили якобы являются «наградами».
Франкфурт (Лебанидзе) отмечает, что уловки более опасны, чем ложь, так как подрывают фундаментальные принципы демократического общества — доверие к объективной реальности и истине. В условиях, когда правда становится нерелевантной, такие институты, как выборы, права человека и верховенство закона, теряют смысл, уступая место произвольной воле отдельных лиц.
Лебанидзе подчёркивает, что заявления лидеров «Грузинской мечты» направлены на подрыв общественного восприятия объективной реальности. Их цель — не объяснить, что происходит, а манипулировать сознанием граждан, укрепляя политический контроль.
Лебанидзе призывает общество сосредоточиться на постоянном утверждении важности правды, свободных выборов и демократии, напоминая, что страна находится в конституционном кризисе. А также разоблачать внутренние противоречия в системе, чтобы показать её слабости.
Риторика лидеров «Грузинской мечты» представляет собой инструмент, с помощью которого Бидзина Иванишвили и его окружение пытаются подчинить грузинское общество своей воле. По мнению Лебанидзе, борьба за правду и объективную реальность — это борьба за сохранение грузинского национального проекта, основанного на ценностях демократии и верховенства закона.