А если Трамп и Ким заключат сделку? Что говорят в Сеуле
В Южной Корее готовятся к тому, что президент США Дональд Трамп может заключить сделку с лидером КНДР Ким Чен Ыном в ущерб интересам Сеула в сфере безопасности.В Южной Корее растут опасения, что вступивший 20 января в должность президента США Дональд Трамп намерен обойти Сеул и в одностороннем порядке наладить контакт с северокорейским лидером Ким Чен Ыном, подобно тому, как это имело место во время первого срока правления Трампа.
Провальные саммиты Кима и Трампа и «прекрасные письма»
Тогда он провел три раунда переговоров с Кимом, обменялся 27 «любовными письмами», как их назвал бывший советник Трампа по нацбезопасности Джон Болтон, и в июне 2018 года во время саммита в Сингапуре неожиданно объявил о полной приостановке американо-южнокорейских военных учений. Всем этим в Сеуле в то время были встревожены, хотя внешне не подавали вида.
«Он (Ким Чен Ын. — Ред.) писал мне прекрасные письма, это замечательные письма. Мы полюбили друг друга», — признавался Трамп в сентябре 2018 года. Вскоре после церемонии инаугурации в интервью Fox News 23 января Трамп сообщил, что готов наладить контакт с северокорейским лидером, сказав, что они с ним «поладили», и назвал Кима «умным парнем».
Хотя новая американская администрация еще не озвучила конкретных предложений по поводу политики в отношении Пхеньяна, в Сеуле вновь забили тревогу, подозревая, что президент США может пойти на односторонние уступки или сделку с КНДР, выгодную Вашингтону, но не его союзникам в регионе. После вышеупомянутого интервью Трампа Fox News Ли Чжэ Мён, председатель оппозиционной Демократической партии «Тобуро», заявил, что переговоры между Соединенными Штатами и Северной Кореей без участия Южной Кореи могут поставить под угрозу безопасность последней.
«Если американо-северокорейский диалог возобновится, существует большая вероятность того, что Республика Корея окажется в стороне, и это вызывает серьезную озабоченность, — отметил Ли в ходе пресс-конференции в Сеуле. — Мы не можем делать поспешных предположений о том, как новая администрация США будет решать проблему ядерной программы Северной Кореи. Мы должны быть готовы реагировать на любую ситуацию».
КНДР обиделась на то, что Рубио назвал ее «государством-изгоем»
Отношения между Вашингтоном и Пхеньяном остаются напряженными со времен завершения первого президентства Дональда Трампа. КНДР совершенствует свои ракетные разработки, в том числе проводит испытания гиперзвукового оружия, и одновременно поддерживает Россию в ее войне против Украины. Запад и Украина обвиняют Северную Корею в поставках оружия Москве и отправке своих военных для участия в боевых действиях на стороне РФ.
После того как на прошлой неделе госсекретарь США Марко Рубио в телеинтервью назвал Северную Корею «государством-изгоем», министерство иностранных дел КНДР в ответ подчеркнуло, что «грубые и бессмысленные высказывания лишь прямо демонстрируют неверный взгляд новой американской администрации» на Северную Корею, которая «никогда не будет способствовать продвижению» интересов Соединенных Штатов.
В ноябре прошлого года Ким Чен Ын заявил, что его провальные саммиты с Трампом являются символом «враждебности» Вашингтона в отношении Пхеньяна и оправданием для создания ядерного арсенала страны. В декабре Ким добавил, что КНДР будет проводить «самую жесткую» антиамериканскую политику в преддверии возвращения Дональда Трампа в Белый дом.
Итоги трех саммитов Трампа и Кима рассматривались многими наблюдателями как неудавшиеся попытки удержать КНДР от дальнейшего развития ее ракетно-ядерной программы, а также как пропагандистская победа северокорейского диктатора, который стремится обрести легитимность на мировой арене.
В Сеуле бояться, что диалог Трампа и Кима может пройти без Южной Кореи
Тем не менее Южная Корея, всецело приветствуя дипломатические усилия в данном случае, настаивает на необходимости ее подключения к возможному переговорному процессу. «Я не думаю, что кто-то против конструктивного диалога или дипломатического взаимодействия с Северной Кореей и другими странами», — делится Лим Ын Чжун, доцент кафедры международных исследований Национального университета Конгджу.
«По сути, страхи обусловлены тем, что Трамп собирается что-то сделать, дать какое-то обещание Киму, не предупредив об этом своих союзников в регионе», — уточнила Лим в беседе с DW. И отметила, что предыдущий президент США Джо Байден вместе с президентом Южной Кореи Юн Сок Ёлем и тогдашним премьер-министром Японии Фумио Кисидой приложил немало усилий для налаживания трехстороннего партнерства в области безопасности в Северо-Восточной Азии, а также укрепления сдерживания КНДР.
Мы опасаемся, что Дональд Трамп будет действовать меркантильно, движимый идеей о заключении выгодной сделки, и вся эта тяжелая работа пойдет насмарку, призналась Лим. По ее мнению, «проблема возникает, когда принимаются решения, ослабляющие концепцию расширенного сдерживания и подрывающие национальную безопасность Южной Кореи». Аналитики опасаются, что Трамп может заключить сделку с Пхеньяном, которая будет включать в себя ликвидацию северокорейских межконтинентальных баллистических ракет, но при этом не затронет угрожающие Южной Корее ракеты меньшего радиуса действия, уточнила Лим Ын Чжун.
По словам Лим, проблемы Юга усугубляются политическим кризисом, разразившимся в стране после того, как в начале декабря президент Юн Сок Ёль объявил о введении военного положения, которое было отменено уже через несколько часов. После этого парламент вынес импичмент президенту, прокуратура предъявила ему обвинения, в том числе в организации мятежа, и сейчас Юн находится под арестом.
Обязанности президента в данный момент исполняет министр финансов Чхве Сан Мок, при этом в Южной Корее налицо явный дефицит политического лидерства, правящая консервативная партия «Сила народа» и оппозиционная «Тобуро» активно борются за влияние в преддверии вероятных досрочных президентских выборов.
Меркантильная внешняя политика Трампа
Дэн Пинкстон, профессор международных отношений в сеульском кампусе Университета Троя, говорит, что Трамп еще не сформулировал внятный политический курс в отношении Южной Кореи, но очевидно, что во время первого президентского срока он был разочарован тем, что не успел заставить Сеул больше платить за американские войска, размещенные на Юге полуострова.
Южная Корея зависит от «ядерного зонтика» США, когда речь идет о ее стратегической обороне. Однако для Дональда Трампа заставить союзника больше платить, похоже, важнее, чем обеспечить безопасность в регионе, посетовал Пинкстон в интервью DW.
Партнерские отношения и альянсы для Трампа носят чисто меркантильный характер, он рассматривает их через призму сделок, продолжает профессор. И задает риторический вопрос: «И если он готов ополчиться на Канаду и Мексику из-за торговых вопросов, то как можно доверять ему в том, что он придет на помощь Южной Корее, если таковая понадобится в будущем?». По выражению Дэна Пинкстона, позиция Трампа сводится к тому, что «американские союзники обдирают США, и он должен положить этому конец».
Профессор полагает, что сейчас, когда только началось второе президентство Дональда Трампа, Южная Корея пытается «остаться вне его поля зрения». «Кажется, они надеются, что Трамп слишком сосредоточен на торговой войне с Канадой, Мексикой и Китаем. Сеул надеется, что его не будут замечать как можно дольше, хотя южнокорейцы знают, что придет и их очередь», — подвел итог Дэн Пинкстон.