Новости ГрузииПолитика

Как в Украине отреагировали на беседу Трампа и Путина

Как в Украине отреагировали на беседу Трампа и Путина

На фоне последних заявлений президента США и его разговора с Кремлем украинские политологи и дипломаты пока не видят сдачи интересов Украины, но указывают на риски.Последние заявления и действия администрации президента США Дональда Трампа относительно войны России против Украины всколыхнули информационное пространство. Так, 12 февраля Трамп провел телефонную беседу с президентом РФ Владимиром Путиным, в частности, о начале переговоров о прекращении войны. Это кардинально меняет предыдущую позицию Вашингтона, ведь после полномасштабного вторжения между лидерами Соединенных Штатов и России не было прямого общения. Более того, Трамп заявил, что рассчитывает встретиться с Путиным в Саудовской Аравии для обсуждения мира в Украине. Однако об участии Киева в этой встрече глава Белого дома ничего не сказал.

Президент США также готов отступить от идеи членства Украины в НАТО на «мирных переговорах» с Россией. Кроме того, Трамп повторил риторику министра обороны Соединенных Штатов Пита Хегсета относительно «маловероятности» возвращения Украины к границам 1991 года. DW обсудила с украинскими экспертами, что эти высказывания означают для Киева и чего ожидать теперь от мирных переговоров.

Заявления власти и оппозиции

Украинский президент Владимир Зеленский уже заявил, что Украина не сможет принять «никаких соглашений без» участия Киева. «Сегодня важно, чтобы все не пошло по плану Путина, в котором он стремится сделать все, чтобы его переговоры были двусторонними (с США. — Ред.)», — сказал Зеленский, призвав Европу сесть за стол переговоров по окончанию войны.

В то же время Зеленский не воспринял беседу с Трампом после его телефонного звонка Путину как расстановку приоритетов американского лидера. «Я не воспринимаю этот телефонный звонок как приоритет, что сначала он говорил с Россией. Хотя, действительно, это не очень приятно в любом случае», — признался он.

Народный депутат Ирина Геращенко из «Европейской солидарности» также прокомментировала последние заявления Трампа, одновременно упрекнув Зеленского. «Очень хотелось бы, чтобы президент (Украины. — Ред.) в такое трудное для Украины время брал пример с европейских партнеров», — написала она в Facebook, добавив, что союзники Киева выступили с совместным заявлением и «требуют участия Европы в будущих переговорах». При этом Геращенко выразила обеспокоенность тем, что «сейчас мы являемся свидетелями нарушения фундаментального принципа «ничего об Украине без Украины».

Риски есть, но для Украины не «все пропало»

Диалог Трампа и Путина ознаменовал усиление динамики переговорного процесса, но «слива» Украины, как это начали описывать некоторые политики и СМИ, нет, считают собеседники DW. «Я не вижу больших проблем из-за этого разговора и не разделяю мнение, что США начали переговоры с Россией без Украины. Если бы это было так, то Трамп не разговаривал бы с Зеленским сразу после Путина. А то, что он проинформировал Зеленского о дальнейших шагах, означает, что Украина будет в игре. И сам Трамп на брифинге подтвердил, что без Украины не будет переговоров», — подчеркивает в интервью DW директор центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

В то же время, по словам политолога, существует большой риск того, что Трамп в первую очередь будет договариваться с Россией. «Путин будет пытаться, в частности, и на встрече в Саудовской Аравии дожать Трампа по ключевым позициям, а дальше уже заставить США дожать Зеленского. Но пока позиция США — Украина должна быть в переговорах. Поэтому рано делать апокалиптические выводы. В Европе я вижу мнение — «все пропало». Это не совсем так, еще рано делать такие выводы», — отмечает Фесенко.

На риски того, что Москва будет пытаться ограничить суверенитет Украины в переговорах с Вашингтоном, также указывает DW экс-министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Но, по его словам, звонок Путину был необходим Трампу, чтобы создать контекст для перевода контактов между своей администрацией и Кремлем из неофициальных в официальные. «Для этого был их разговор. И для этого, я так понимаю, были согласованы сообщения для СМИ», — убежден он. Люди Трампа, по словам Климкина, понимают, что на первом этапе нужно избежать эмоциональной перегрузки, и пытаются «построить сначала линию официального контакта».

Гипноз Путина, или Трамп раскрыл переговорные козыри

Значительно важнее были комментарии главы Белого дома после разговора с Кремлем, отметил в интервью DW один из руководителей программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник. «Такое впечатление, что Трамп попал под гипноз Путина. Как можно было до начала любых переговоров просто «сдать все козыри», которые должны быть обязательно в переговорных позициях? Я имею в виду позицию по вступлению Украины в НАТО, вопрос возвращения территорий», — удивляется эксперт.

По мнению Мельника, президент США должен был напомнить о базовых принципах международных отношений, об уставе Организации Объединенных Наций. «Вместо этого Трамп без какого-либо торга «сдал те карты», которые он должен был постепенно выкладывать на стол. Это настораживает. Вопрос: на какие еще уступки готов пойти Трамп? Если он готов отказаться от отстаивания права Украины на территориальную целостность, права Украины на независимую внешнюю политику, то что он может Путину предложить?» — поясняет аналитик. При том, что Москва публично не заявляла о готовности к каким-то компромиссам, отмечает эксперт. «Последняя публичная декларация Путина была в июне прошлого года, тогда он повторил ультиматум к Украине», — напоминает Мельник.

Ошибку Соединенные Штаты совершили еще в конце 2024 года, считает Фесенко. «Именно тогда представители команды Трампа, еще до его инаугурации, говорили о потенциальных уступках Путину», — указывает он.

В то же время Климкин убежден, что Трамп не «сдал карты», а создал контекст и условия для начала официальных переговоров. «А как они будут происходить? Кто будет принимать в них участие? Будут использоваться там поднятие ставок или снижение ставок, кнут или пряник? На сегодня сказать никто не может, поскольку это зависит от очень многих факторов, которые на самом деле известны только тем, кто ведет переговоры. Я бы не занимался спекуляциями относительно того, что Трамп какие-то позиции сдал до начала переговоров», — отмечает бывший глава МИД.

По словам Климкина, если Трамп хочет добиться быстрой остановки огня и затем вести переговоры, чтобы добиться устойчивого решения, это — одна из возможных тактик. «Это не есть стратегия. Стратегия — это понимание, куда вы придете. А пока Трамп создает возможность просто идти. Трамповская тактика, конечно, многим не нравится», — поясняет экс-министр.

Климкин: Нужно сосредоточиться на стратегии

Опрошенные DW эксперты добавляют, что в этой ситуации Европа должна показывать субъектность и выйти с консолидированной позицией. «Отдельные европейские страны сейчас демонстрируют то, что позиция администрации Трампа не является, мягко говоря, полностью приемлемой. Если будет общая позиция с большинством наших партнеров, тогда можно, конечно, пытаться убеждать Трампа, и Путину вряд ли удастся получить то, на что он рассчитывает», — считает Мельник.

На необходимость общей позиции указывает и Климкин, подчеркивая, что она должна быть проактивной. «Мы должны не только сидеть за столом переговоров, но и выйти с проактивной позицией на, в первую очередь, администрацию Трампа, и сказать, что возможно и что невозможно. И подкрепить эту проактивную позицию реальными действиями и ресурсами. Это лучший вариант», — убежден он.

Украине, по словам экс-главы МИД, нужно взвесить плюсы и минусы каждого варианта. «Как бы нам не было больно эмоционально или морально, мы должны учитывать также то, что можем или не можем достичь политически. То есть мы сейчас будем очень возмущаться путями и средствами, а мы должны, как по мне, сосредоточиться на стратегии, на том, что мы хотим достичь», — отмечает Климкин.

Эта стратегия, по его мнению, заключается в том, чтобы избежать ограничения украинского суверенитета и ограничения пути на Запад.

«Очевидно, Путин будет давить на признание оккупированных территорий, если не юридически, то политически. Будет давить на ограничение нашего военного потенциала, на невозможность размещения на нашей территории западных компонентов оружия и войск, на ограничение нашего выбора относительно пути на запад — в ЕС и НАТО, давить относительно изменения конституционного строя — русский язык, федерализация», — поясняет экс-министр иностранных дел Украины Климкин.

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.