Украинский ход Трампа и чем это обернется для Грузии
Дональд Трамп начал реализацию своего плана по мирному урегулированию военного конфликта между Россией и Украиной. Как ожидается, переговоры могут начаться уже на следующей неделе. SOVA попыталась разобраться, как это может отразиться на регионе в целом и Грузии в частности.
«За пустым столом с россиянами не встречаются»
Накануне открытия главной конференции по безопасности в мире – Мюнхенской конференции – американский президент Дональд Трамп анонсировал встречу представителей США, Украины и России.
«Россия там [в Мюнхене] будет с нашими людьми. Кстати, Украина тоже приглашена. Не уверен, кто именно там будет от каких стран. Но должностные лица высокого уровня из России, с Украины и из США», — заявил Трамп 13 февраля.
Но в официальной программе Мюнхенской конференции о данной встрече ничго не говорится. Россия не присутствовала на мероприятии с 2022 года, когда началась полномасштабная война в Украине. Председатель конференции Кристоф Хойсген также заявил, что организаторы «не аккредитовывали каких-либо представителей российского правительства».
«Без аккредитации попасть сюда нельзя», — сказал он.
Вскоре после заявления Трампа советник президента Украины Дмитрий Литвин также заявил: Киев не планирует в Мюнхене переговоров с Москвой.
«Украинская позиция неизменна. Украина сначала должна говорить с Америкой. Европа должна быть участницей любого серьезного разговора ради настоящего и длительного мира. И только согласованная общая позиция должна быть на столе для разговора с россиянами. За пустым столом с россиянами не встречаются. Сейчас на столе ничего нет. Разговора с россиянами в Мюнхене не предвидится».
Впрочем, ожидается, что в Мюнхене президент Украины Владимир Зеленский встретится с вице-президентом США Джей Ди Вэнсом. В недавнем интервью The Wall Street Journal Вэнсом пригрозил отправить американских военных в Украину и ввести санкции против России в случае провала переговоров с Кремлем.
«Let’s get it done»
К реализации плана по прекращению войны между Москвой и Киевом Дональд Трамп приступил 12 февраля. Глава Белого дома провел телефонный разговор с Владимиром Путиным, а затем – с Владимиром Зеленским. После этого Трамп объявил, что договорился начать переговоры о завершении войны.
Американский лидер также сообщил, что на следующей неделе планируется встреча представителей США, России и Украины в Саудовской Аравии. Там же, предположительно, может пройти первая за три года встреча американского президента с Владимиром Путиными. Окончательного решения по этому вопросу, правда, еще неи.
В чем заключается план Трампа, пока тоже непонятно. Однако принципы, которыми скорее всего намерена руководствоваться администрация США, незадолго до телефонного разговора президентов на заседании контактной группы по Украине в Брюсселе изложил глава Пентагона Пит Хегсет:
«Для начала мы должны признать, что возвращение к границам Украины, существовавшим до 2014 года, – нереалистичная цель».
Он также назвал нереалистичным членство Киева в НАТО и подчеркнул: США не намерены отправлять своих солдат для какой-либо миротворческой миссии в Украине.
В Кремле на предложение Трампа в целом отреагировали положительно. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал Вашингтон главным «визави» России в переговорах о мире с Украиной.
В целом положительно оценили возможное начало переговоров и в Киеве. Владимир Зеленский написал в своем Telegram-канале:
«Украина больше всех хочет мира. Определяем наши совместные с Америкой шаги, чтобы остановить российскую агрессию и гарантировать надежный, длительный мир. Как сказал президент Трамп, let’s get it done (давайте закончим это)».
При этом Зеленский подчеркнул: Киев не примет мирное соглашение, заключенное между США и Россией без участия Украины. Он также заявил, что рассчитывает на участие в переговорах стран Европы.
Ранее Песков отмечал, что президенты России и США в ходе своей телефонной беседы не обсуждали присутствие европейцев.
«Это никак не обсуждалось и европейские дела никак не затрагивались на вчерашней беседе. Скорее, здесь нужно будет европейцам беседовать с Вашингтоном, чтобы как-то застолбить свое место».
Влияние на Грузию
На фоне возможного начала переговоров между Украиной и Россией грузинский вопрос, кажется, отходит на второй план. Но, как отмечают эксперты, это вовсе не значит, что Тбилиси переговорный процесс не коснется. Как выразился политолог Гия Хухашвили, «в Грузии произойдет то, что произойдет вокруг Украины».
«Ведь наши судьбы фактически неразделимы. Амбиции России – восстановление трансформированного, модернизированного Советского Союза или Российской империи. И Грузия с Украиной в этом контексте рассматриваются в одном пакете. Россия фактически говорит с Трампом не об Украине, а о своих сферах влияния – это realpolitik. Путин думает, что он делает реальную политику (хотя это анахронизм по понятиям XXI века), когда большие страны делили маленькие по сферам влияния. И, конечно, Украина и Грузия, как постсоветское пространство, рассматриваются в одном пакете».
По словам Хухашвили, значимость Грузии как для России, так и для США, «прямо скажу, не меньше, чем Украины». Ведь Грузия – ключевая страна, на которой замыкается не только весь Южный Кавказ, но и Центральная Азия. И если Тбилиси переходит под сферу влияния России, то вся Центральная Азия со всеми своими ресурсами остается под ее контролем.
Эксперт по внешней политике Торнике Шарашенидзе тоже не исключает, что Трамп и Путин могут прийти к определенным договоренностям, по которым постсоветское пространство, в том числе Грузия, будет признано сферой влияния Москвы.
«Этого нельзя исключить, но зачем Трампу сдавать Грузию просто так? Что Путин может предложить Трампу? У американцев тут есть очень сильное влияние, от которого они отказываться не собираются. Грузия скорее всего окажется в том же подвешенном состоянии, в котором мы находимся после войны 2008 года: у нас нет никаких гарантий безопасности, мы не члены НАТО».
Профессор Университета Грузии и эксперт по международным отношениям Лаша Дзебисашвили, в свою очередь, отмечает, что перспектива закрытия дверей альянса для Киева, ставшая более чем реальной при администрации Трампа, может коснуться и Тбилиси. Он напоминает, что в 2008 году в Бухаресте обещание принять в НАТО было адресовано двум постсоветским странам вместе.
«Конечно, мы можем себя успакаивать и думать, что Грузии никто ничего не говорит, но де-факто так оно и есть – ведь заявление Бухареста касалось обеих стран: Украины и Грузии. И если сегодня о нас никто не говорит, это вовсе не значит, что завтра Россия не предъявит Западу тех же претензий по Грузии… и де-факто, как и раньше, но гораздо четче не будет блокировать наше членство».
Дзебисашвили кажется не таким уж немыслимым шанс, что Трамп открыто заявит о невозможности вступления в НАТО и Грузии. Если не он, то на такой шаг могут пойти скептически настроенные европейские страны, например, Венгрия.
«И если Тбилиси благодаря собственной политике целенаправленно исчезнет с радаров Европы и США, ее военная оккупация не вызовет никакой реакции со стороны Запада, и России не придется платить за это никакой цены (даже в виде санкций)», — считает Дзебисашвили.
Георгий Мелашвили: «Грузинская мечта» движется к тотальному авторитаризму
Весьма драматичный сценарий для Грузии рассматривает и Торнике Шарашенидзе, заявляя, что она может оказаться в самом уязвимом положении среди стран региона.
«У Азербайджана есть договор с Турцией о безопасности. Прибалтика – в НАТО. У нас же в 40 км от столицы находится военная база. Некоторые считают, что, если Россия захочет что-то сделать в Грузии, то это будет полномасштабная война. Но скорее всего Россия просто перекроет транспортную магистраль. Если Грузия начнет какие-то военные действия против российских солдат, Тбилиси просто разбомбят».
Но опасения, связанные с изоляционизмом Трампа и его готовностью идти на уступки Кремлю, возможно, чересчур преувеличены. Как отмечает Гия Хухашвили, нынешнего главу Белого дома в целом отличает одиозный стиль: поначалу он напорист с друзьями и, напротив, уступчив с противниками. Но это не значит, что так будет всегда. По словам эксперта, реверансы Трампа с сторону Путина не обязательно обернутся формированием лояльной политики. Ведь и сегодня в его команде звучат гораздо более радикальные заявления (даже угрозы) в адрес РФ, чем при предыдущей администрации.
Надежды на «перезагрузку»
«Грузинская мечта» в предвыборный период активно использовала тему войны в Украине для внушения гражданам страха перед возможным конфликтом. В сентябре 2024 года партия запустила кампанию с баннерами и видеороликами, где разрушенные российскими войсками украинские города противопоставлялись «мирной жизни» в Грузии. На плакатах размещались номера оппозиционных партий с подписями: «Выбери мир», «Скажи нет войне».
Ранее «Мечта» оправдывала отказ от санкций против РФ также необходимостью «избежать украинского сценария». В партии заявляли, что оппозиция, поддерживаемая Западом, стремится втянуть Грузию в войну, чтобы сменить власть. Тогда же в «Грузинской мечте» впервые заговорили о некоей «Партии глобальной войны».
После того, как власти решили повторно инициировать закон об иноагентах, а после и вовсе заявила о намерении приостановить вступление страны в ЕС, грузино-американские отношения оказались на самой низшей точке за всю историю независимой Грузии. США ввели санкции против десятка грузинских чиновников и их семей, а также лично против олигарха Бидзины Иванишвили. Кроме того, Вашингтон заявил о прекращении стратегического партнерства с Тбилиси.
После победы Трампа на выборах «Грузинская мечта» возлагала большие надежды на перезагрузку отношений. Провластная пропаганда утверждала: новая администрация США исправит ошибки прошлой, победит «Глубинное государство», которое якобы строило козни. Но пока каких-либо очевидных признаков того, что Вашингтон намерен пересмотреть политику в отношении Тбилиси, нет.
[ФАКТ или ФЕЙК] Метастазы Deep State: конспирология «Грузинской мечты»