Измена родине: нужная статья УК или манипуляция «Грузинской мечты»
«Грузинская мечта» решила отыскать «врагов народа». Правящая партия анонсировала возвращение в Уголовный кодекс статьи об «Измене родине», что, кроме прочего, согласуется с планами устроить «Нюрнбергский процесс» над «Единым национальным движением». Эксперты считают инициативу популистской, и предупреждают: это еще один сигнал усиления репрессивной политики властей.
Первым о возможности возвращения в Уголовный кодекс статьи 307 [О госизмене] после заседания политсовета «Грузинской мечты» сообщил ее исполнительный секретарь Мамука Мдинарадзе. Критики называют его глашатаем олигарха Бидзины Иванишвили – именно Мдинарадзе отводят роль главной говорящей головы партии.
«По нашему решению в Уголовный кодекс Грузии будет добавлена, а правильнее сказать, будет восстановлена в Уголовном кодексе, статья о «Государственной измене», которая в свое время была исключена «Национальным движением».
По словам Мдинарадзе, в новой редакции все будет прежним за исключением названия: вместо «Государственная измена» статья будет называться «Измена родине».
В 2007 году правительство Михаила Саакашвили убрало ее из Уголовного кодекса в виду отсутствия правовой нагрузки – статья о госизмене не предусматривала отдельного наказания и, по сути, выдвигалась формально: человека судили по другим пунктам УК, подразумевающим действия в ущерб государству.
Бешенный принтер «Грузинской мечты»: волна репрессивных законов партии Иванишвили
В «Грузинской мечте» неоднократно указывали, что реформа была реализована за год до «августовской войны». Поэтому решение вернуть статью в УК кажется вполне логичным на фоне создания в парламенте временной комиссии по расследованию деятельности прежних властей. Депутаты обещают дать «правовую оценку» политике «Национального движения», которая, по их мнению, в том числе, привела к войне с Россией.
Одиозный депутат Ираклий Заркуа считает, что почти два десятка лет назад «Саакашвили и его банда» ликвидировали статью о госизмене с той целью, чтобы не попасть под нее в будущем. «Они точно знали, что действуют не в интересах государства», — заявил Заркуа, добавив, что все, «кто враждебно относится к своей стране, Церкви и интересам Грузии, естественно, будут сурово наказаны».
Политолог Гия Хухашвили, в свою очередь, отмечает: поддержка властями геополитических процессов, способных вернуть страну в лоно Российской империи, и есть госизмена.
«Так что анонсированная «Грузинской мечтой» статья об «Измене родине» свидетельствует о ее суицидальных наклонностях».
Похожие заявления делают в оппозиции. «По статье об измене в прошлом собирались судить [первого президента] Звиада Гамсахурдиа, и это была политическая составляющая. Если же посмотреть с правовой точки зрения, то нелегитимная «Мечта» должна предъявить это обвинение сама себе», — заявил член «Единого национального движения» Георгий Капанадзе.
В прошлом партия олигарха Иванишвили уже предлагала вернуть 307-ю статью. В 2020 году Мдинарадзе объяснял такую необходимость расследованием т. н. «дела картографов». Тогда оппозиция и правозащитники говорили о политической мотивации властей и манипуляции общественным мнением накануне парламентских выборов.
Уголовное дело было возбуждено в отношении бывшего главы и сотрудницы комиссии по демаркации границы с Азербайджаном. Их обвинили в согласовании участка в районе монастырского комплекса Давид Гареджи в ущерб территории Грузии. В ходе расследования изучалась деятельность комиссии в период с 2006 по 2009 год.
«После очередного соглашения, когда более 300 гектаров земли были согласованы не в пользу Грузии, примерно через месяц (назовем это совпадением, если кто-то в такое поверит), в апреле или марте 2007 года, парламент отменил пункт о госизмене», — говорил тогда Мдинарадзе.
Трибунал для «Нацдвижения» с оговорками: «Грузинская мечта» и ее выходцы из эпохи Саакашвили
В чем смысл возвращения статьи
Как указывают эксперты, статья о госизмене представляла собой декларативную норму. Все, что она может включать в себя, предусматривают другие пункты Уголовного кодекса: Шпионаж (статья 314), Разглашение государственной тайны (статья 313), Оказание иностранному государству или организации помощи во враждебной деятельности (статья 319), Заговор с целью насильственного изменения конституционного строя Грузии (статья 315).
Юрист Ираклий Чомахашвили особо подчеркивает: несмотря на отсутствие 307-й статьи, государственная измена по-прежнему наказуема.
«Никто ничего не упразднял, не происходило никакой декриминализации или легализации».
Более того, по его словам, в некоторых случаях наказание за действия в ущерб интересам государства были даже ужесточены.
Сама статья 307 не имела состава и не предусматривала санкций. Она содержала перечень того, что подразумевается под государственной изменой: шпионаж, госпереворот, разглашение секретной информации.
Чомахашвили объясняет: таким образом преступление, подразумевающее измену родине, в УК осталось, а изъятие отдельной статьи было лишь исправлением законодательного изъяна.
Спикер парламента Шалва Папуашвили, тем не менее, настаивает на необходимости сформулировать единое название для нарушителей перечисленных статей, иллюстрирующее тяжесть содеянного:
«Измена родине – это тяжкое преступление, которое должно называться своим именем, а не техническими терминами».
Но если «Мечта» вернет статью в Уголовный кодекс без изменений, она так и будет носить символический характер. Правда, сможет быть использована и в моралистических целях. Для многих такая формулировка является отсылкой ко временам Советского Союза, когда против неугодных применяли термин «враг народа». Особенно активно – в период сталинских репрессий. Сегодня с похожей целью используют ярлык иноагента.
В грузинском сегменте соцсетей властям напоминают, как в СССР клеймили «изменников родины». По таким обвинениям, к примеру, проходили выдающиеся писатели, поэты, ученые и общественные деятели: Паоло Иашвили, Тициан Табидзе, Михаил Джавахишвили.
В законодательстве ведущих стран мира статьи о госизмене либо нет, либо она есть, но используется в исключительных случаях. Так, к примеру, в США в 2006 году соответствующее обвинение было выдвинуто впервые за 60 лет – фигурантом дела был американец, вступивший в «Аль-Каиду» и обещавший «затопить улицы страны кровью». Но если в Штатах после Второй мировой статья о госизмене использовалась всего один раз, в России только за полгода 2024-го по ней было осуждено 52 человека.
Кого могут объявить изменниками родины
По возвращению с Мюнхенской конференции по безопасности пятый президент Грузии Саломе Зурабишвили, а до нее – лидер оппозиционной партии «За Грузию» Георгий Гахария подверглись нападению прямо в Тбилисском эаропрту. Т. н. титушки, предположительно, связанные с властями, закидали их яйцами.
Комментируя эти кадры, генсек «Грузинской мечты» и мэр Тбилиси Каха Каладзе, хоть и осудил случившееся, но дал понять, что политические лидеры, критикующие власти на международных площадках, сами могут оказаться на скамье подсудимых:
«Бросание яиц, или любое оскорбление для меня, в отличие от них [оппозиции], неприемлемо. Но существует закон, который будет ужесточен, и всем, кто ответственный за предательство, придется понести наказание».
По словам Каладзе, в последнее время общество наблюдает за «определенными группами и лицами, которые явно выполняли задания, полученные извне, интересы иностранного государства». Он убежден, что указанные лица предпринимали шаги, пропитанные ненавистью и злом, и пытались расколоть общество.
Каладзе также заявил о выявлении конкретных фактов финансирования в Грузии экстремистских организаций и радикализма, а также было совершении нескольких попыток государственного переворота. И добавил: «На все вопросы необходимо дать соответствующие ответы».
Депутат Дито Самхарадзе, недавно участвовавший в избиении оппозиционера Георгия Гахария, вновь пригрозил политическим оппонентам, теперь уже в контексте восстановления статьи о госизмене. Опубликовав кадры, на которых участникам антиправительственных акция якобы раздают деньги, он пообещал, что вскоре «злодеяния USAID и NED будут разоблачены и будет опубликован список подкупленных, якобы патриотичных грузин».
«Все увидят, какова цена безродных и как дорого стоит измена Грузии! Бойтесь, политические «проститутки».
По словам юриста Ираклия Чомахашвили, сегодня «Грузинская мечта» пытается вернуть статью об измене родине в Уголовный кодекс с целью пропаганды и манипуляции. Напомнив, что в последнее время Служба госбезопасности часто сообщает о начале расследования попыток госпереворота, эксперт добавил:
«После этих поправок государство скажет, что начало расследование по статье об измене родине. Это служит пропаганде, чтобы пробудить в обществе неправильные настроения в отношении оппозиции, мирных граждан».
Конституционалист Вахушти Менабде также считает, что главная мишень инициаторов поправок в УК – участники антиправительственных акций:
«Грузинской мечте» необходимо было ввести наказание за государственную измену исключительно для усиления своей пропаганды. Это попытка стигматизировать и очернить людей с помощью определенного ярлыка. Сегодня мы, участники движения сопротивления, представляем бóльшую угрозу правящей партии, чем те политические оппоненты, которых мы называем оппозицией».