Новости ГрузииПолитика

В Казахстане налоговики трясут блогеров: что не так с их требованиями

В Казахстане налоговики трясут блогеров: что не так с их требованиями

Блогосфера Казахстана в шоке. К апрелю инфлюэнсерам надо объяснить происхождение доходов или погасить астрономические задолженности по налогам. В действиях властей видят попытку надавить на блогеров. Подробности — у DW.В день всех влюбленных, 14 февраля, многие известные в Казахстане блогеры, а вместе с ними имеющие большое количество подписчиков в социальных сетях журналисты, певцы, музыканты и общественные деятели получили своеобразные «валентинки». В уведомлениях от камерального контроля Комитета государственных доходов всем им было предложено либо предоставить дополнительную налоговую отчетность с уплатой самостоятельно начисленных налогов за 2022-2023 годы, либо в случае несогласия дать необходимые пояснения по полученным доходам.

Основные претензии к блогерам

Появившимся в День святого Валентина уведомлениям поверили не все блогеры. Злую шутку сыграло испытываемое в стране недоверие к электронным сообщениям от различных государственных структур, под видом которых нередко работают мошенники, стремящиеся обманом получить доступ к банковским счетам граждан. Но спустя четыре дня Комитет государственных доходов Казахстана на своем сайте официально разместил «уведомление камерального контроля о занижении доходов блогерами». В нем отмечалось, что органами государственных доходов на постоянной основе проводится налоговое администрирование физических лиц, включая инфлюэнсеров (блогеров), на предмет исполнения ими налоговых обязательств.

«По итогам сопоставленных данных, полученных из различных источников информации со сведениями представленных налоговых деклараций, установлены расхождения по 594 лицам на 53,3 миллиарда тенге (102,5 млн евро по текущему курсу в 520 тенге за евро. — Ред.)», — указывалось в официальном сообщении Комитета государственных доходов. Там же содержалась и пометка, что на исполнение уведомления блогерам дается 30 рабочих дней. То есть до 2 апреля — в марте Казахстан будет отмечать Международный женский день и имеющий особое значение для региона праздник Наурыз.

Пока блогеры, журналисты, музыканты и артисты, несмотря на попытки СМИ узнать их точку зрения, от каких-либо комментариев воздерживались, в социальных сетях появились многочисленные публикации ратующих за справедливость граждан. Из них следовало, что отдельные блогеры за один свой пост в соцсетях просили от одного до двух миллионов тенге (порядка 1900-3800 евро). «Вы не представляете, как они живут! Сплошной гламур! За свою так называемую работу они часто просят наличные. Если куда-то лететь, то бесплатно бизнес-классом. Покупают машины, квартиры, дома. Если бы не требования моего руководства, ни за что с ними работать не стал. Проще с официальными СМИ договор заключить. И эффекта больше, и в шесть-семь раз платить меньше надо», — рассказал DW на анонимной основе менеджер по рекламе одной крупной казахстанской корпорации.

В Сеть слили список инфлюэнсеров с задолженностями

Поддержка населением действий Комитета государственных доходов достигла своего апогея, когда сразу несколько Telegram-каналов опубликовали список инфлюэнсеров, которым якобы предписано оплатить задолженности по налогам в бюджет. В нем указывались не только имена, фамилии и отчества известных в стране людей и их аккаунты в Instagram, но и точные суммы обязательных налоговых выплат.

По меркам Казахстана, где ежемесячная медианная зарплата составляет 297 тысяч тенге или в пересчете 571 евро, долги инфлюэнсеров выглядели огромными — от 15 миллионов до 2 миллиардов тенге (28 тысяч — 4 миллиона евро). Как раз появление этого документа без печатей и подписей и заставило имеющих большое количество подписчиков выйти из информационной тени. А их рассказы о своих походах в налоговую инспекцию медленно, но верно стали менять общественные настроения.

Журналистка из списка: пока только вопросы

Имеющая 27 тысяч подписчиков в сети Instagram учредительница и главред популярного в стране издания Orda.kz Гульнар Бажкенова тоже оказалась в «слитом в сеть» списке якобы должников. В беседе с DW она заметила, что была удивлена не только тем, что ей прислали уведомление, но и появлением ее данных в анонимном списке. «Сам список вызывает много вопросов. Почему в нем только 31 человек? Где указано, что это должники? По какому принципу он был сформирован? Откуда, вообще, появились такие большие цифры?» — поделилась своими наблюдениями Гульнар Бажкенова.

Она не исключает, что вся эта история с уведомлениями от камерального контроля является продуктом политических технологий. «Большинство попавших в список людей отличаются общественно-политической активностью, у некоторых миллионы подписчиков. В основном в тот же странный список попали известные журналисты, продюсеры, музыканты и артисты. Есть несколько сетевых селебрити и совсем не видно провластных блогеров. Почему это выглядит, как политтехнологии? Вчера 20 февраля в парламент на рассмотрение поступил законопроект по налоговой реформе, который предусматривает увеличение ставки НДС с 12 до 16 процентов, а также понижение порога по его уплате. Если до появления уведомлений блогерам всех интересовала тема НДС, то теперь главной стала тема некой неуплаты живущими на широкую ногу инфлюэнсерами налогов», — отметила Гульнар Бажкенова, добавив, что всем зачисленным в блогеры людям теперь приходится ходить заниматься возникшей проблемой с налогами.

Сама Бажкенова уже побывала в налоговой инспекции. И по ее словам, там ее тоже смогли удивить. «Я была в налоговой вместе со своим бухгалтером, нам дали флешку. Когда я посмотрела предоставленную информацию, мне она показалась очень странной. Там и речи нет об уходе от налогов. Мне предложили доказать законность переводов на мои банковские счета за два года. За это время мне перечислили деньги только десять человек, среди них мой отец. При этом они учли 2022 год, хотя на тот год официально распространялся мораторий на проверки и они вообще не должны были его рассматривать. Включены были все без исключения депозиты, переводы с одной личной банковской карты на другую, внутрисемейные перечисления. Говорят, докажи, что это не доходы. А вот как они получили доступ к моим выпискам из банка, говорить не хотят», — отметила зачисленная в блогеры главный редактор издания «Орда». Она уверена, что налицо нарушение банковской тайны.

Юрист: это попытка снизить активность блогеров

О нарушениях и налоговой, и банковской тайны говорит юрист международного фонда защиты свободы слова «Адил Соз» Сергей Уткин. В своем комментарии DW он обратил внимание, что все побывавшие в налоговых инспекциях инфлюэнсеры говорят о показанных им выписках из банков по движению средств. Он считает, что налоговиками были допущены нарушения законов: «Во-первых, есть статья 18 пункт 2 Конституции Казахстана, которая, в частности, дает право на тайну личных вкладов и сбережений. Ограничения допускаются только с подачи прокуратуры при возбуждении уголовного дела. Никого из блогеров к уголовной ответственности не привлекают».

Сергей Уткин также указывает, что согласно статье 50 закона «О банках и банковской деятельности» банки гарантируют тайну по операциям и счетам своих депозиторов, клиентов и корреспондентов. «Каким образом налоговые органы получили доступ к банковским счетам инфлюэнсеров — непонятно. По идее теперь должна быть проведена служебная проверка, а затем возбуждено уголовное дело. А также, — подчеркивает Уткин, — должна быть проведена служебная проверка и заведено уголовное дело по факту появления списка из 31 инфлюэнсера».

Есть у казахстанского юриста и вопросы о том, по какому принципу были отобраны блогеры. «Не понятно, каким образом государство, проводя мониторинг деятельности блогосферы, выявило нарушителей. Кто ими занимался? Сами налоговые службы не могут проводить мониторинг. Это не их функция», — заметил юрист.

Вероятнее всего, считает он, была запущена проверенная во времена Советского Союза технология «по просьбе трудящихся». «В интервью YouTube-каналу Tengri-ТV представитель Комитета госдоходов Казахстана Дина Кусаинова заявила, что камеральный контроль был начат после получения жалоб от граждан, в которых «выражалась обеспокоенность» по поводу «роскошного образа жизни» отдельных блогеров».

Теоретически Уткин готов допустить такое, но только в том случае, если обеспокоенность эту «в письменном виде оформили конкретные лица с именами и фамилиями, а также приложенными паспортными данными»: «Анонимки в Казахстане официально запрещены. Но до сих пор никто так и не назвал ни одного имени и фамилии обеспокоенного гражданина». Суммируя все вместе, юрист международного фонда защиты свободы слова «Адил Соз» Сергей Уткин, как и журналистка Гульнар Бажкенова, не исключил в беседе с DW, что история с камеральным контролем счетов блогеров связана с попыткой снизить их активность в период принятия в стране важных законодательных норм.

Комитет госдоходов не намерен отступать

Между тем, в своем ответе на запрос DW пресс-служба Комитета государственных доходов дала понять, что, несмотря на продолжающийся скандал, ведомство не намерено менять свою позицию. Было отмечено, что целью камерального контроля «является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах, представления налоговой отчетности и уплаты налогов и платежей в бюджет».

При этом в комитете особо подчеркнули, что в случае исполнения блогерами налоговых обязательств в полном объеме и в установленный срок, никаких санкций к ним применяться не будет. На вопрос DW о появлении в Telegram-каналах отдельного списка инфлюэнсеров в Комитете государственных доходов Казахстана отвечать не стали.

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.