Самые откровенные фильмы на Берлинском кинофестивале

На Берлинале особое внимание уделяется ЛГБТК-сообществу. Квир-фильмы можно найти во всех программах смотра, даже для зрителей младше 18 лет.Берлинский кинофестиваль известен своей поддержкой ЛГБТК-сообщества, на нем даже учреждена специальная награда Teddy. Среди ее обладателей — Педро Альмодовар, Франсуа Озон, Дерек Джармен, Тодд Хейнс и многие другие. Каждый из номинантов делает важный вклад в развитие общества, пытаясь осмыслить положение ЛГБТК-людей в современном мире.
Фантазии и реальность подростковой любви
Победитель Берлинского кинофестиваля, норвежская драма «Мечты» Дага Йохана Хёугеруда рассказывает о влюбленности школьницы старших классов Йоханны в учителетильницу Джоанну. Чувства настолько сильно поразили подростка, что она написала полуавтобиографическую книгу о встрече с Джоанной, придумав сцены секса. Йоханна решила, что этим опытом нужно с кем-то поделиться, а потому попросила любимую бабушку Карин прочесть ее рукопись. Карин настолько была впечатлена трудом внучки, что предложила показать его знакомому издателю.
Режиссер Даг Йохан Хёугеруд намеренно никак не акцентирует внимание на сексуальной идентичности его героини, потому что не хочет навешивать ярлыки, превращать чьи-то личные предпочтения в маркетинг. Его подход в репрезентации чувств квир-людей выражен в одной сцене, когда мать девочки Кристин после прочтения книги задумывается, какую можно будет выстроить пиар-кампанию и какие хэштеги навешать для успешной рекламы.
Йоханна против такого подхода и объясняет, что она не хочет быть примером для других молодых людей, ее чувства — не чей-то проект или обучающая инструкция. Описываемая в этой сцене проблематика отражает виток в осмыслении квир-идентичности в странах с высоким уровнем поддержки ЛГБТК-сообщества. Чрезмерное внимание к проблемам квир-людей и его сообщества может привести к отстранению. Своей картиной Даг Йохан Хёугеруд призывает к тому, чтобы не относиться к ЛГБТК-персонам, как к инопланетянам, а воспринимать их опыт, как нечто обыденное.
Жизнь — это не сценарий: фильм хорватского режиссера
Хорватский режиссер Чейен Сернич в «Дамбе из мешков с песком» (участник программы подросткового кино Generation 14plus) работает с клише о квир-фильмах, обычно концентрирующих внимание на трагической юношеской первой любви. Сернич показывает, что происходит после драматичных событий, когда родители уже обо всем узнали, и кажется, что всему пришел конец.
Старшеклассник Марко известен на всю деревню как местный чемпион по армрестлингу, он встречается с девушкой Петро и присматривает за младшим братом Фичо. Три года назад Марко застали во время секса с соседским парнем Славеном: Славена выгнали из дома, и он уехал жить в Берлин. Кажется, что спустя время все обо всем забыли, но Славен возвращается в деревню на похороны отца, и роман двух бывших влюбленных разгорается с новой силой.
Центральный символ «Дамбы из мешков с песком» — река, которая вот-вот выйдет из берегов и затопит деревню. Река — один из типичных символов жизни, который Чейен Сернич интерпретирует по своему. Она показывает не начало отношений Марко и Славена, а происходящие пост-фактум события, чтобы передать свою философию жизни.
Еще Вирджиния Вулф и другие мыслители 20-го века писали, что жизнь невозможно определить и «запихнуть» в какие-либо рамки: она абсолютно хаотична, в ней нет привычных для художественных произведений «начала», «завязки», «развития», «кульминации» и «развязки». Хотя фильм «Дамба из мешков с песков» имеет классическую сценарную структуру, все же Сернич вторит идеям Вулф и говорит, что жизнь не состоит из череды трагедий и неудач, не определяется достижениями и счастливыми момента. Жизнь подобна реке, где будто нет начала и конца, которая постоянно движется и меняется.
Эротика намеков в «Ночной сцене»
О социальных проблемах квир-сообщества рассуждает картина «Ночная сцена» (участник программы «Панорама») дуэта бразильских режиссеров Марсио Реолона и Филипе Матцембахера. В 2018 году они получили премию Teddy Берлинского кинофестиваля за драму «Жесткая краска», где нелюдимый парень-модель влюбляются в коллегу и пробуют вместе с ним поступить в школу танцев.
В новой работе Реолон и Матцембахер снова объясняют, почему из-за агрессии со стороны социумы квир-люди часто живут двойной жизнью и изолируются от общества. Главный герой «Ночной сцене» — актер театра Мачиас, он знакомится в дейтинг-приложении с Рафаэлем, который оказывается влиятельным политиком, планирующим избраться мэром города. Мужчины начинают встречаться по ночам и перед ним встает вопрос: «Готовы ли они пожертвовать своими карьерами, чтобы быть свободными и не бояться показывать свою любовь на публике?»
Театральность действа в «Ночной сцене» — не знак плохого вкуса, а часть общей эстетики. Режиссеры разыгрывают шекспировские страсти (есть даже сцена с омовением рук в крови), используя в фильме важную для великого драматурга локацию — лес, где люди могут не бояться чужих глаз и ушей. Круизинг, а именно поиск сексуальных партнеров в публичных местах (чаще всего в парках) — важная часть квир-культуры. Многим гомосексуалам на протяжении веков (и в большинстве стран до сих пор) приходилось прятать свои отношения от общественности, встречи были возможны либо в особых заведениях, либо на публике, где люди могли подавать друг другу знаки и понимать, кто свой, а кто — «чужой». В «Ночной сцене» Реолон и Матцембахер объясняют, что тактика «пряток» и «скрытности» только вредит, не позволяет строить планы на жизнь и загоняет людей в «клетку» страха.