«Забудьте о НАТО»: как слова Дональда Трампа отразятся на Украине и Грузии
Возвращение Дональда Трампа в Белый дом ознаменовало явный сдвиг во внешней политике США. Трамп отказался от стратегии своего предшественника Джо Байдена по изоляции России и сосредоточился на налаживании связей с Москвой, что создает новые вызовы как для Украины, так и для Грузии. На Западе многие считают это капитуляцией перед Кремлем – слова Трампа о НАТО, кажется, возродили опасения, что Путин обладает правом вето на расширение альянса.
«Устранить раздражители»
Президент США Дональд Трамп фактически удовлетворил одно из главных требований Москвы – о нерасширении НАТО. Глава Белого Дома отверг возможность вступления Украины в Североатлантический альянс.
«НАТО – забудьте об этом», — заявил американский лидер 26 февраля, отвечая на вопрос о возможных условиях для завершения войны в Украине.
По мнению Трампа, война началась именно из-за вопроса членства Киева в альянсе.
Долгие годы последовательно против такого членства выступал президент РФ Владимир Путин. И в этой связи примечательно, что заявление Дональда Трампа прозвучало накануне переговоров между российской и американской делегациями в Стамбуле. Главной целью встречи, прошедшей 27 февраля на Босфоре, было обсуждение взаимного восстановления дипломатических миссий в обеих странах.
О чем договорились стороны по результатам переговоров, которые длились около 6,5 часов за закрытыми для прессы дверями, пока известно не все. Делегации разошлись без комментариев.
Однако ранее в США говорили, что цель нынешнего сближения с Кремлем – урегулирование конфликта в Украине, скорейшее подписание мирного договора, а также улучшение дипломатических и экономических связей между Вашингтоном и Москвой.
Реал-политик Трампа и Путина: передел сфер влияния и место Грузии в нарративах «Мечты»
В России тоже надеялись, что встреча в Стамбуле «укрепит доверие» между двумя странами. Как выразилась официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, переговорщики будут искать «решения многих «раздражителей», сохраняющихся в двустороннем диалоге».
Захарова не уточнила, что именно подразумевает, но одним из очевидных для российской стороны «раздражителей» является суверенная Украина. На этом фоне сегодня многие эксперты предполагают, что отказ американского лидера от расширения Североатлантического альянса может быть частью его стратегии по достижению сделки с Путиным: нейтральный статус Украины в обмен на прекращение войны.
По словам профессора «Института Грузии» Лаши Дзебисашвили, такое заявление главы Белого дома было вполне ожидаемым.
«Сам Трамп и представители его команды не раз скептически высказывались о членстве самих США в НАТО. Еще во время своего первого президентского срока он собирался заявить об уходе неофициально. Его просто отговорили тогда. Однако Трамп не скрывает, что ему не нравится эта организация. И рано или поздно он хочет оттуда выйти. Естественно, это проецируется и на другие государства.
Это связано и с тем, что Трамп не хочет себя обременять никакими обязательствами. И тем более, не хочет представлять никакие гарантии безопасности. А мы знаем, как работает НАТО».
Дональд Трамп, действительно, исключил не только присоединение Украины к НАТО, но и возможность предоставления Киеву гарантий безопасности со стороны США, о чем ранее просил Владимир Зеленский. Американский лидер фактически переложил этот груз на плечи Европы, которая, по его словам, несет ответственность за это как «непосредственный сосед» Украины.
«Я не собираюсь давать гарантий безопасности сверх того, что есть. Мы поручим это Европе… Но мы, конечно, позаботимся о том, чтобы все прошло хорошо».
Безопасность Украины со стороны США, по словам Трампа, может обеспечить сделка по природным ресурсам. Этот вопрос, к слову, стал одним из пунктов, вызвавших публичную полемику между двумя лидерами.
На фоне встречи в Стамбуле между американцами и русскими Вашингтон и Киев, кажется, сошлись на основных пунктах соглашения. 28 февраля Зеленский прибыл в Штаты, чтобы подписать сделку по редкоземельным металлам.
Агентство Bloomberg со ссылкой на анонимных украинских чиновников накануне визита сообщило, что президент надеется использовать сделку с США в качестве отправной точки для более широких дискуссий о гарантиях безопасности со стороны Америки.
В свою очередь вице-президент Атлантического совета Мэтью Кройниг высказал мнение, что, если у США есть заинтересованность в украинских ресурсах, то они также заинтересованы в том, чтобы Украина выжила как суверенная страна, а не просто перешла под контроль России.
Украина-Грузия-НАТО
На фоне смены вектора политики Трампа, направленной на пересмотр национальных интересов Соединенных Штатов и фактическом отказе Киеву на интеграцию в альянс, грузинские эксперты говорят о новых вызовах и для Тбилиси. На протяжении многих лет Грузия и Украина рассматривались как своего рода тандем, когда дело касалось устремлений в НАТО. На саммите в Бухаресте в 2008 году альянс заявил, что его двери для Тбилиси и Киева открыты, но не дал двум восточным партнерам т. н. ПДЧ (План действий по членству, MAP).
В последнее же время Грузия все чаще рассматривается отдельно от Украины. Так, еще на Вильнюсском саммите-2023 было решено: путь Киева в НАТО – это «один шаг», Тбилиси же для этого необходимо сделать «два шага».
Многие международные наблюдатели не первый год отмечают: политика правящей в Тбилиси партии все больше выглядит так, будто Грузия пытается «выйти из игры». В 2023 году американский дипломат и старший исследователь Атлантического совета Дэниэл Фрид выражал беспокойство, что на данном этапе Грузия будто «оставила себя вне того процесса, который подразумевает вступление в НАТО».
Кроме того, после начала полномасштабного вторжения России в Украину лидеры «Грузинской мечты» не раз называли именно устремления Киева в Североатлантический альянс одной из главных причин войны.
Рецессия отношений между Тбилиси и Брюсселем привела к тому, что в июле прошлого года Пентагон объявил о переносе на определенный срок совместных военных учений Noble Partner. Решение было принято в связи с пересмотром двусторонних связей на фоне приятия в Грузии антидемократических законов и обвинений со стороны грузинского правительства в адрес западных партнеров.
В контексте резкого разворота политики Белого дома и его скептицизма относительно вступления в альянс Киева грузинские эксперты отмечают: разрыв для Грузии с НАТО может стать еще более явным.
«В связи с заявлением Трампа о невозможности вступления Украины в НАТО, конечно, есть параллели с Грузией. Но война в Украине сделала ее вопрос более приоритетным. И именно Украина вскрыла всю проблематичность вопроса вступления в НАТО, то есть отсутствия реальных гарантий безопасности. Реальных гарантий безопасности еще на моменте процесса вступления в НАТО, то есть – когда еще пятый параграф не работает.
А проблема заключается в том, что не все страны НАТО готовы адекватно смотреть на ситуацию в плане угроз и адекватно среагировать на угрозы. Соответственно, если нет потенциала, то нет желания реагировать на угрозы, то есть нет гарантии безопасности. Украина вскрыла эту проблему», — говорит Лаша Дзебисашвили.
Измена родине: нужная статья УК или манипуляция «Грузинской мечты»
На фоне скептицизма Трампа в отношении альянса и последовательного дистанцирования «Грузинской мечты» от вступления в НАТО различные прокси-организации, аффилированные с партией олигарха Бидзины Иванишвили, уже вбрасывают в общество идеи о пересмотре 78 статьи Конституции Грузии. Она обязывает все органы власти делать максимум для интеграции страны в евроатлантические структуры. К примеру, члены прокремлевской платформы Alt-Info считают, что «Мечте» следует исправить свою ошибку, и удалить запись в Конституции. Впрочем, по словам Дзебисашвили, теоретический отказ от НАТО не должен означать отказа от Евросоюза.
«Но тут нужно будет смотреть. Если позиция Соединенных Штатов Америки не изменится и Вашингтон пойдет по радикальному пути сокращения своего присутствия в НАТО или вообще выхода из НАТО, то речи о том альянсе, который существовал в последние 80 лет, не будет. И тут, конечно, встанет вопрос, насколько НАТО будет актуальным для нас.
Но вопрос европейской интеграции никто не отменяет. И европейская интеграция для нас является не в том плане важной, что мы хотим присоединиться к Европе, а важной в контексте политической системы, экономической, правовой. То есть, все эти ценности и принципы. Поэтому актуальность Европы для нас никто не отменит. Это даже невозможно представить следующие 10-20 лет».
По мнению Лаши Дзебисашвили, то, что прокси-организации уже вынесли это вопрос в информационное поле, может означать, что ближайшее время «Грузинская мечта» будет присматриваться к реакции общества.
«После четких выводов, сделанных в результате этого анализа, этих процессов, «Мечта» начнет более активную политику. Скажем, если они заметят, что не будет единства Европейского Союза и гарантий сохранения европейской безопасности, то, вполне возможно, мы увидим очередное предложение о проведении референдума по 78 статье».