Первые выборы в Аджарии и голосование черными и белыми камешками
«Перед кандидатами ставили ящики, кандидаты стояли у ящиков, и люди бросали в ящики белые или черные камешки, так и проходили выборы», — рассказывает историк Иракли Иремадзе, который является автором книги «История выборов в Аджарии».
В интервью изданию «Батумелеби», он поведал о том, как в Батуми проходили первые выборы и что показывает история их проведения.
«Первые выборы в Батуми прошли в 1888 году, был избран Городской совет. История выборов показывает, насколько ограниченными были политические права в этот период: до 1915 года в выборах участвовало около 1-2 процентов населения города, это примерно 400-500 человек, а к 1917 году количество избирателей возросло сразу до 800. История выборов также показывает социальную структуру — богатые выбирали богатых, у них была квота, у бедных вообще не было права голоса», — говорит Иремадзе.
Иракли Иремадзе
По сравнению с другими странами Российская империя с опозданием дала право грузинским городам избирать самоуправление. Историк считает, что это в основном связано с географией, например, в Батуми после первых выборов, евреев вообще не допустили к участию в выборах, так как Батуми приграничный и приморский город.
После Тбилиси выборы пожелали провести и в Батуми, и в 1885 году император получил петицию из Батуми, о том, что в городе хотят провести выборы. Затем были созданы списки тех, кто имел право на этих выборах голосовать.
Обложка книги — «История выборов в Аджарии»
«На первых выборах и в последующие годы было три группы избирателей: первая — это богатые, владевшие собственностью и платящие имперские налоги, вторая — купцы и землевладельцы, а третья — государственные служащие и военные.
У каждой группы была своя квота, документы показывают, что богатые не ходили на избирательные участки и из-за этого голосование несколько раз откладывалось. Тут важно, что голос богатых имел больший вес», — объясняет Иремадзе.
Историк утверждает, что те годы никто не оспаривал выборы из-за подделки документов. Предметом протеста чаще состоял в том, не было права избирать мэра, и состав Совета избирателей мог быть изменен губернатором Кутаиси, если он видел, что народ выбрал нежелательные для империи голоса. По словам историка, о подобных случаях сообщалось несколько раз.
Историк также указывает, что первые прямые и всеобщие выборы принесла не Первая республика, а февральская революция в России — Батумский городской совет был избран прямыми и всеобщими выборами в июле 1917 года, хотя жители Батуми были недовольны этими выборами.
«В то время проблема заключалась в том, что здесь проживало слишком много русских солдат из российской армии. Граждане требовали, чтобы российские солдаты не имели права голоса, потому что в противном случае это решило бы исход выборов. Русские солдаты получили право голоса на выборах и поддержали эсеров, 24 места получили социал-демократы, 26 мест — революционеры. Тем не менее был сформирован достаточно демократичный совет, мэром которого был избран социал-демократ Константин Сабахталашвили. Этот совет будет существовать только до 1 апреля 1918 года. 1 апреля деятельность совета прекратилась, город был оккупирован османами, а в конце 1918 года была установлена власть британской оккупационной армии», — рассказывает Иремадзе.
В первые годы независимости Батуми отставал от происходящих в стране процессов. Историк напоминает, что Британской империи было сложно принять решение по Батуми, тогда началась перепись, но в 1919 году Британская империя отказалась удовлетворить петицию жителей Батуми — Батуми снова потребовал право голосования.
Выборы в Батуми прошли в феврале 1920 года.
«Вопреки ожиданиям британцев, на этих выборах победила т.н. «грузинская группа». Это не была конкретная партия, Мемед Абашидзе и другие вошли в совет, но им все равно не разрешили выбрать главу. Заседание этого совета также было отложено. 7 июля 1920 года, когда Батумский округ был возвращен Грузии, в августе собрался Батумский совет, избравший главой города Георгия Анджапаридзе. Этот совет действовал до марта 1921 года, до оккупации. Анджапаридзе присоединяется к движению сопротивления, он был арестован, а другие лидеры и другие члены совета репрессированы», — рассказывает историк.
В эти годы помимо грузин в Городском совете было много представителей других этнических групп: армяне, русские. Поляки и немцы также были избраны в совет того периода. Историк также отмечает, сколько раз совету разрешалось избрать мэром, этнического грузина.
После Советского Союза в истории выборов ничего особенного не произошло — выборы проходят без соперничества и по одному кандидату.
«Большая часть архивных документов уничтожена, у нас есть только плакаты с информацией о том, кто участвовал в выборах с 1990-х годов, против чего выражали протест и так далее», — пояснил Иракли Иремадзе.