Новости ГрузииОбщество

Первые батумские врачи и борьба с малярией

В 1878 году население Батуми страдало от малярийных комаров, которое в большом количестве обитали на озерах окружавших город. Жители Батуми пытались лечить приступы малярийной лихорадки, прибегая к средствам народной медицины, но безуспешно.

Летом болезнь распространялась активней. Те, у кого была возможность, уезжали из Батуми на загородные дачи, укрывались в горах, но таких было немного. При этом в городе был лишь один госпиталь, но здесь лечили только военных.

В то время городом управлял начальник полиции, при отделении которой работал главный врач города, немец Федор Шефер. Он являлся экспертом в области судебной медицины. По его, а также по инициативе другого польского врача, Северина, в Батуми был открыт первый Ксеноновый терапевтический комплекс, где одновременно можно было принимать 25 пациентов.

Как рассказывает Рамаз Сурманидзе, неизвестно, кто был первым пациентом этого комплекса. Он знаком с историей батумских лечебных учреждений и самых известных врачей Батуми. Будучи по профессии врачом, Сурманидзе также, много лет занимался исследованием истории Батуми, в том числе и вопросов касающихся медицинской деятельности.

Первые батумские врачи и борьба с малярией
Рамаз Сурманидзе

Рамаз Сурманидзе рассказывает, что до конца 70-х годов 19 века в Батуми не было ни одного полноценного медицинского учреждения.

Во всем Батуми действовал только один медицинский карантинный кабинет, который находился в порту города. Обязанность врача, который там работал, состояла в том, что бы не допустить  больного с корабля в город, и наоборот — не допустить больного на судно, чтобы не заразить остальных членов экипажа.

После войны между Россией и Османской империей, Батуми перешел под управление Российской империи, и именно тогда в городе появился мобильный госпиталь, обслуживающий раненых солдат.

«Армия, вошедшая в Батуми, привезла этот мобильный лазарет, но его было недостаточно. Поэтому они временно построили одноэтажный госпиталь рядом с нынешней церковью Варвары.
Но этот госпиталь был для военных, обычных граждан туда не пускали. Поэтому был поднят вопрос об открытии «ксенона», и тогда главный врач Шефер открыл первый «ксенон» в Батуми в 1887 году », — объясняет Рамаз Сурманидзе.

«Ксенон» просуществовал 15 лет. За это время в Батуми многое изменилось, город вырос, помимо малярии добавилась еще одна серьезная опасность — эпидемия холеры. Одной из жертв холеры стал главный врач города Шеффилд. Назрела острая необходимость в больнице и тогдашний мэр Батуми Лука Асатиани приложил все усилия для ее открытия.

Инициаторами выступили Лука Асатиани и Григол Вольский. Строительство больницы в Батуми началось в 1897 году и было завершено в 1902 году. Больница была рассчитана на 120 коек и располагалась на месте нынешней Республиканской больницы.

Всего здесь было шесть медицинских отделений. Некоторых специалистов пришлось приглашать из других городов. В то время был такой врач из Батуми Дмитрий Кузятин. В 1892 году, когда во всем мире свирепствовала холера, считалось, что холера передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Кузятин обнаружил, что это не так, и холера передается бытовым путем. Это было важнейшее открытие», — говорит Рамаз Сурманидзе.

Первые батумские врачи и борьба с малярией

Врачи Батумского военного госпиталя, 1896 г. Состав. Фото из архива Шоты Гуджабидзе.

В 1913 году в Батуми открыли малярийную станцию, потому что малярией был болен каждый третий. Это было первое подобное заведение в Российской Империи. Именно в это время связаны имена нескольких известных врачей из Батуми, в том числе греческих врачей Тимолеона Триандафилидиса и Платона Гигинеишвили:

Платон Гигинеишвили впервые в Батуми представил лечение малярии с помощью эвкалипта. Малярию лечили хинином, хининовые деревья тоже высаживали в Батуми, но иногда безрезультатно. Гигинеишвили провел эксперименты в 1922 году и доказал, что эвкалиптовое масло способствует исцелению. Это произвело чудесный эффект».

Сурманидзе говорит, что в начале ХХ века в Батуми было проведено много важных операций:

«Был такой врач, Бесарион Фролов, который в 1905 году сделал в Батуми операцию по резекции почки. Годом ранее, в 1904 году, Фролов зашил сонную артерию и спас больного от смерти.

В 1908 году в Батуми была проведена первая операция на черепе, при кровоизлиянии, которую провел тогдашний главный врач Батуми Филькенштейн.

В 1925 году батумский врач Валериан Макацария спас раненого мальчика, он наложил швы на сердце пациента, в то время как никто в Советском Союзе не мог этого сделать. Об этом немедленно написали в печати и об этом событии узнал весь Советский Союз», — рассказывает он.

Помимо малярии, холеры и других распространенных заболеваний, в Батуми также был распространен сифилис. В целом венерические заболевания в портовых городах были обычным явлением. О том, что эта проблема стояла в Батуми остро, свидетельствует один факт: во время британской оккупации руководство британской армии размещало на улицах объявления, призывающие остерегаться сомнительных увеселительных заведений и избегать заболеваний передающихся половым путем.

Первые батумские врачи и борьба с малярией
Больничная палата Батумской городской больницы в 1914 году. Фото М. Глаудана. Фонд музея Харитона Ахвледиани.

«В Батуми был очень интересный врач Кондрат Мхеидзе, который впервые привез из Германии в Батуми препарат для лечения сифилиса и протестировал его. Это был сальварсан (также известен как «препарат 606» и арсфенамин). Этот препарат разработал Паул Эрлих [лауреат Нобелевской премии], он провел 606 испытаний до его производства, он также разработал препарат «Нео Сарвалсан 914″. Эти препараты были впервые испытаны в Батуми.

После 20-х годов прошлого века в Батуми появились больницы разного профиля. Был построен Тропический институт, который в 50-х годах после расстрела одного из его основателей, Мчедлидзе, был преобразован в Первую горбольницу. За городом построили гинекологическую больницу, где позже открыли туберкулезную больницу, а родильное отделение перенесли в построенный Ротшильдами дом, где до сих пор находится родильный дом Чарквиани [Батумский родильный дом имени Иосеба Чарквиани]», — говорит профессор.

Позже была открыта отдельная Инфекционная больница. Рамаз Сурманидзе говорит, что здание этой больницы изначально было построено для Батумской пожарной части, а потом было решено открыть здесь медпункт. В Батуми были больницы, которых больше нет, в том числе Физиотерапевтическая больница, которую местные называли больницей для сердечников.

Рамаз Сурманидзе говорит, что сегодня мало кто интересуются архивами хранящими много любопытных историй:

«Мне несколько лет назад сказали, что из Республиканской больницы вынесли какие-то документы и собираются их выбрасывать. Я забрал их, и в алфавитном порядке храню у себя. Это более 4500 записей, которые могли исчезнуть навеки. Здесь есть и личные дела врачей, такие материалы которых вы больше нигде и никогда не найдете».

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.