Новости ГрузииОбщество

Как преподносятся грузины в абхазских учебниках истории?

Автор: Давид Джишкариани, Тбилиси


В августе 2022 года исполняется 30 лет с начала войны в Абхазии. Граждане Грузии, не имеющие профессионального интереса или личного опыта общения с этим краем, имеют меньше информации о происходящих там процессах. Война коренным образом изменила этнический состав, самобытность, политическую элиту, экономическую и социальную структуру Абхазии. Советская «Ривьера» ушла в прошлое. Трансформация затронула все сферы общественной жизни, включая преподавание истории и содержание учебников.

Официальная история, которую преподают в школе — политический проект. У него есть конкретная цель — воспитать тот или иной тип человека. Подобное прошлое построено на травмах и героизме государства, нации, народа. Ни постконфликтные общества, ни написанная ими история не являются исключением. Эта черта присутствует и в историографиях Грузии, Абхазии, Азербайджана, Армении, Нагорного Карабаха, Южной Осетии и других. Часто при создании нарратива все стороны имеют идентичный документальный материал и исторические источники.

Создание национальной историографии необходимо для мобилизации  общества. Ключевым моментом здесь является то, что повествование должно объединить общество вокруг единого видения прошлого.

История описанная в учебниках память активно влияет на становление общественного мнения. Поэтому, не удивительно, то что конфликты, имеющие этнический характер, начинаются с конфронтации по интерпретации и наличия разных мнений о событиях прошлого.

Личный опыт играет важную роль в восприятии прошлого. В этом случае историю знают не по учебникам или документам. В нашем случае сократилось число представителей поколения, владеющего такими знаниями. Теперь на авансцену выходит поколение, выросшее на нарративе о войне. Война, которую в Грузии вспоминают только два дня в году, в день начала войны 14 августа и в день падения Сухуми, 27 сентября, совершенно иначе интерпретируется в памяти абхазов. В целом, в этих обществах память о прошлом радикально отличается.

После войны 1992-93 гг. в Абхазии начали по-новому интерпретировать историю. Она стала более закрытой и этноцентричной. Представители власти часто комментируют и манипулируют историей. Прошлое и его интерпретация оказывают большое влияние на политическую жизнь. Главная цель учебника истории (О.Х. Бгажба, С.З. Лакоба. История Абхазии. С древнейших времен до наших дней. 2015 год) это показать, что Абхазия, будучи независимой от Грузии политической единицей, существовала независимо, а грузины пришли на территорию Абхазии.

Этот подход особенно бросается в глаза при описании событий XIX века. При обсуждении очередной волны мухаджирства, трагического для абхазов явления 1877-78 гг., русско-турецкой войне в тексте отводится меньше места. Война описана так, будто главными действующими лицами были грузины:

«Грузино-мегрелы, сыгравшие в Абхазии роль казачества, оказались тогда в привилегированном положении благодаря своему участию на стороне царской России в войне против народов Кавказа (1817-1864)… Можно сказать, что плодами русской военной победы в Абхазии в XIX в. в полной мере воспользовалась независимая Грузия. Соблазн овладеть истекающей кровью Абхазией был настолько велик, что Гогебашвили (имеется ввиду Яков Гогебашвили — прим. авт.) прибегнул к формуле: «Колонизация Абхазии мингрельцами является делом, имеющим государственное значение» (стр. 271).

В данной главе мигрантами называются только грузины. Другие группы, греки, армяне, русские и остальные не упомянуты. Книга составлена так, что главными событиями XIX-XX веков считаются миграция грузин и изменение этнической составляющей.

«В связи с этим стали срочно открываться новые педагогические училища в городах Абхазии. Кроме того, из всех районов Западной Грузии были приглашены преподаватели для училищ и школ. Это мероприятие вызвало новый приток пришлого грузинского населения. Только за период с 1939 по 1959 гг. оно увеличилось на 66256 человек, в то время как число абхазов — на 4996» (стр 366-367).

Локальными событиями считаются депортации союзной важности. Например, депортация греков, армян и турок в 1949 году интерпретированы как [действия], направленные на демографические изменения в Абхазии. Отдельное место здесь занимает правление Сталина и Берия.

«За период существования «Абхазпереселенстроя», с 1937 по 1953 гг., много средств ушло на строительство домов, хозобзаведение переселенцев. Важно отметить, что подобные мероприятия ставили своей целью ассимиляцию коренного абхазского населения. Они нарушали также экологическое равновесие. В какой-то степени можно посочувствовать и самим переселенцам, которые, не желая того, невольно стали орудием советской сталинско-бериевской тоталитарной системы. Между тем, многие из них составили «пятую колонну» во время Отечественной войны народа Абхазии в 1992–1993 гг.» (стр. 372).

В абхазской истории нет упоминания о битвах при Дидгори или Басиани, не упоминается и восстание 1924 года. Самая большая война со всеми деталями это война 1992-93 гг. Она именуется отечественной войной абхазского народа против грузинских оккупантов, ка война самая масштабная и священная.

Для абхазов это конфликт, создавший нацию, имеющий возможность перекрыть любой другой вопрос. Согласно нарративу, все участвующие в ней лица герои. Это память победителя, который одержал победу в войне против крупного противника. У победившего в такой войне народа, несомненно, должны быть свои герои, архитекторы победы. В первую очередь это Владислав Ардзинба, потом все остальные. Что самое главное, война воплотила в реальность мечту — грузин больше нет Абхазии (проживающих в районе Гали людей историки в основном называют мегрелами) и освободила Абхазию от грузинского правления.

По нарративу абхазских учебников истории грузины лишены человеческого облика и именно борьба с ними является главной целью, которая стоит на повестке дня и сегодня.

P.S. Это первая часть писем о восприятии истории в Абхазии. Надеюсь, эта картина поможет грузинской общественности, адекватно осознать сложившуюся в Абхазии политическую реальность. Автор также надеется, что политические элиты Грузии осознают тяжелую реальность и ситуацию. Выросшее при таком нарративе молодое поколение Абхазии не считает грузин сестрами и братьями, даже на фоне без результативной риторики.

Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». В тексте содержится терминология и иные дефиниции, используемые в самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии. Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.