TI Georgia о коррупционных рисках в процессе приватизации госимущества
Transparency International Georgia заявляет, что процессы продажи или приватизации государственного имущества, в период правления «Грузинской мечты» в 2013-2021 годах, содержали значительные коррупционные риски.
«Крайне низкая конкуренция, недостаточная прозрачность, отсутствие механизмов добросовестного осуществления и неадекватное реагирование на предполагаемые нарушения являются основными проблемами, связанными с коррупционным риском в процессе приватизации», — говорится в сообщении организации.
По данным TI, значительная часть земельных ресурсов Грузии по-прежнему находится в государственной собственности, а значит, процесс приватизации, скорее всего, будет продолжаться еще много лет.
«Учитывая нынешние вызовы, а также отсутствие в стране высокоуровневых антикоррупционных механизмов, высока вероятность того, что распоряжение государственным имуществом будет совершаться в личных интересах конкретных лиц за счет страны и общества», — указано в заявлении организации.
Netgazeti предлагает основные результаты исследования Transparency:
«В результате 5105 публичных торгов со стартовой стоимостью 656,9 млн лари в 2013-2021 годах было продано государственного имущества (земли и зданий) на общую сумму 872,8 млн лари.
Наибольшее количество (859) аукционов было проведено в 2021 году, в результате чего выручка от приватизации государственного имущества составила 304,9 млн лари.
В 2013-2020 годах более тысячи компаний получили государственную собственность (землю и здания) в результате приватизации.
Некоторые из этих компаний, их акционеры и директора (217 акционеров/менеджеров 212 компаний) в разное время пожертвовали правящей партии 19,655,907 лари.
Из каждых 3-х приватизационных аукционов, проведенных в 2013-2021 годах, 2 (68%) были выиграны вне конкурса, что является показателем крайне низкого уровня конкуренции. Доля неконкурентных аукционов остается неизменно высокой на протяжении многих лет.
Количество несостоявшихся аукционов также велико: всего по продаже государственной недвижимости в 2013-2021 годах было объявлено 9 976 аукционов, из них 46,7% (4 656) не состоялись, поскольку никто не изъявил желания в них участвовать.
Хотя конкурсные аукционы составили менее одной трети (32%), первоначальная выручка от приватизации в среднем удвоилась (увеличение на 99,2%) с 214,1 млн лари до 426,4 млн лари, что составляет 50% от общей суммы поступлений от приватизации.
Согласно неструктурированным и неполным данным о прямой приватизации, в 2013-2020 годах было заключено 429 договоров прямой приватизации (в число не включены данные за 2015 год), из них 43% имели символическую цену (1 лари).
Государство получило более 236 миллионов лари от сделок по прямой приватизации, большая часть из которых — 157 миллионов лари — была связана с недвижимостью, переданной ООО «SOCAR Georgia Gas» для строительства газопровода.
Процесс приватизации государственного имущества недостаточно прозрачен. Предварительная информация о прямой приватизации и постановлениях правительства недоступна. Победители аукционов объявляются лишь на короткий период времени, а личности других участников аукциона по закону считается конфиденциальной информацией».
По данным Transparency International Georgia, анализ данных о приватизации показывает, что за эти годы было много подозрительных случаев, которые могут свидетельствовать о коррупционной сделке.
В частности:
«В 87 случаях приватизационные торги выиграла недавно зарегистрированная компания.
Из них 78% (68 электронных аукционов) были выиграны без конкурса (всего за один шаг). Компании зарегистрировались на 23 электронных аукциона во время объявления аукциона, в том числе 3 случая в день объявления аукциона.В результате были проданы 751 660 кв.м. земли несельскохозяйственного назначения и 147 строений.
В 29 случаях прямой договор о приватизации был заключен с недавно зарегистрированной компанией. Из них в 10 случаях компаниям были переданы, по символической цене 1 лари, 532 183 кв.м. земель несельскохозяйственного назначения и 46 строений. Всего недавно зарегистрированные компаний получили 860 078 кв.м. несельскохозяйственных земель, 4 619 056 кв.м. земли сельскохозяйственного назначения и 85 зданий».
Зафиксированы случаи, когда должностное лицо или член семьи, либо компания, акционером или директором которой является должностное лицо или член его семьи, получает договор/прямой договор на приватизационном аукционе.
В 2013-2020 годах зарегистрировано 50 таких случаев (список см. в тексте исследования). Так было продано 328 860 кв.м. земли несельскохозяйственного назначения и 45 зданий.
TI утверждает, что для снижения коррупционных рисков в процессе приватизации необходимо:
- Повысить конкуренцию
- Повысить прозрачность
- Создать механизмы для борьбы с коррупцией
- Следственные и правоохранительные органы должны реагировать на дела предположительно связанные с коррупцией.