Дело Амирана Квирикашвили — «Центр социальной справедливости» подал жалобу ЕСПЧ
«Центр социальной справедливости» подал жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) по делу о ненадлежащем обращении со стороны полиции Харагаули и доведения до самоубийства.
Заявитель по делу оспаривает нарушение статей 2 (право на жизнь), 3 (запрещение пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения) и 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
По данным Центра социальной справедливости, 28 октября 2017 года сын заявительницы Амиран Квирикашвили был вызван в Харагаульский отдел полиции «для допроса», через неделю он покончил с собой. Члены семьи связывают самоубийство погибшего с давлением, оказанным на него во время допроса в отделении полиции.
«После выхода из отделения полиции сын заявительницы рассказал членам своей семьи и соседям о давлении на него в отделении полиции. В частности, он упомянул, что заместитель начальника полиции Харагаули обвинил его в краже металлолома, ударил бумагами по лицу и пригрозил «присмотреть за ним». После допроса в полиции поведение сына заявительницы радикально изменилось. Он впал в депрессию, избегала выходить из дома, высказывал суицидальные мысли. Он также опасался, что полиция снова свяжется с ним и попросит признаться в преступлении, которого он не совершал. Чтобы избежать контакта с полицией, сын заявительницы отдал свой мобильный телефон сестре и поломал SIM-карту. Ввиду того, что государство не представило убедительного альтернативного объяснения самоубийства сына заявительницы, заявительница указывает, что доказательства по делу в достаточной мере подтверждают связь между самоубийством ее сына и допросом в отделении полиции. Соответственно, заявительница указывает, что давление, оказанное на ее сына в отделении полиции, и, как следствие, его самоубийство подпадает под ответственность государства, и противоречит праву на жизнь и запрету на бесчеловечное обращение, гарантированное статьями 2 и 3 Конвенции», — говорится в заявлении Центра социальной справедливости.
Прокуратура Западной Грузии расследует дело по статье 115 (доведение до самоубийства) и подпунктам «а» и «б» части второй статьи 144 Уголовного кодекса (бесчеловечное и унижающее достоинство обращение со стороны должностного лица).
«Первые 5 дней расследование велось в том же полицейском участке, где имело место предполагаемое жестокое обращение, что проблематично с точки зрения независимости расследования. Через 5 дней дело было передано в прокуратуру, но и здесь следствие дало сбои. Несмотря на противоположные доказательства по делу, прокуратура безоговорочно разделяла гипотезу, выдвинутую Харагаульским отделом полиции, о том, что причиной самоубийства сына заявительницы было его слабое здоровье и экономическое положение. Кроме того, прокуратурой не произведен ряд важных следственных действий, а именно: проведение экспертизы для выяснения состояния здоровья умершего; реконструкция событий, связанных с допросом погибшего в полиции; допрос свидетелей, которые могли бы дать важную для дела информацию и т.д.
Прокуратура также не пыталась проверить показания свидетелей и устранить противоречия между ними. Кроме того, следствие не смогло установить причину вызова погибшего в отделение полиции и содержание допроса.
Наконец, большая часть расследования была проведена с опозданием, а принятие итогового решения по делу затягивается более чем на пять лет.
Учитывая эти обстоятельства, заявительница указывает, что расследование, проведенное прокуратурой по делу о жестоком обращении с ее сыном и самоубийстве, является неэффективным и не отвечает стандартам эффективного расследования, установленным статьями 2 и 3 Конвенции.
«После того, как неэффективность расследования на национальном уровне стала очевидной, заявительница считает обращение в Европейский суд по правам человека единственным способом защиты нарушенных прав погибшего сына», — указано в заявлении организации.