Новости Грузии

Очередное обострение в Лачинском коридоре – реакции из Азербайджана

Ситуация в Лачинском коридоре, остающаяся напряженной с декабря прошлого года, еще больше обострилась после того, как 26 июля азербайджанская сторона не пропустила грузовики с гуманитарным грузом, направляющиеся из Армении в Нагорный Карабах.

Гуманитарная помощь была предназначена для армянского населения Карабаха. Официальный Ереван утверждает, что они «в установленном порядке обратились к российским миротворческим силам, а также по соответствующим каналам и к азербайджанской стороне».

Азербайджан расценил отправку гуманитарного груза в непризнанную республику как провокацию и продолжает настаивать, что никакой блокады нет, а жалобы на гуманитарный кризис – не более, чем политическая манипуляция.

Эту позицию в большей или меньшей степени разделяют азербайджанские политологи и общество – по крайней мере, те из них, кто открыто выражают свое мнение в медиа и соцсетях.

И это в то время, как внесистемные активисты Азербайджана и представители гражданского общества, напротив, считают провокацией действия властей.

Правительство — везите гуманитарный груз через Агдам

Отрицая факт блокады части Нагорного Карабаха, находящейся под контролем российских миротворцев, Баку аргументирует это тем, что предлагает альтернативный путь доставки гуманитарных грузов – не напрямую из Армении, через Лачинский коридор, а через Агдам, по территории Азербайджана.

Но армяне Нагорного Карабаха категорически отказываются от такого варианта, считая это «политическим путем интеграции в Азербайджан, что будет означать изгнание армян из региона [арм. Арцах]».

По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, Армения совершила военную провокацию на КПП, предприняв попытку контрабанды несанкционированного груза и даже обстреляла азербайджанских пограничников.

Президент Алиев утверждает, что предложение Баку использовать для снабжения дорогу через Агдам было одобрено Евросоюзом и Международным комитетом Красного Креста, а Ереван, выступая против этого предложения, осуществляет «подрывную деятельность и мешает контактам и диалогу между Азербайджаном и армянским населением Карабаха».

Примерно в том же духе высказалась и азербайджанский омбудсмен Сабина Алиева.

— «Вопрос обеспечения прав жителей Карабаха армянского происхождения находится в юрисдикции азербайджанского государства», – пишет она, адресуя эти слова, в первую очередь, своему армянскому коллеге.

Политолог: посредники непоследовательны

Политолог Фархад Мамедов винит в происходящем не только руководство Армении, но и международных посредников, которые, на его взгляд, ведут себя непоследовательно. В частности, он упоминает верховного представителя Евросоюза по внешней политике и вопросам безопасности Жозепа Борреля, который 27 июля сказал, что власти Азербайджана обязаны гарантировать безопасность и свободное передвижение по Лачинскому коридору, и что поставку товаров через город Агдам нельзя рассматривать как альтернативу.

Фархаду Мамедову кажется, что это заявление Борреля противоречит общей декларируемой позиции Евросоюза и только усугубляет положение:

— «Баку довел переговорные треки до уровня признания территориальной целостности Азербайджана со стороны Армении. Посредники на бумаге и в заявлениях также принимают повестку Азербайджана. Однако, когда дело доходит до правового контекста и реализации договоренностей, то оказывается, что не так они это себе представляли…

Если Борреля беспокоит гуманитарная ситуация, то было бы логично призвать власти Азербайджана допустить гуманитарные грузы по любым маршрутам, которые власти Азербайджана считают целесообразными. Это было бы последовательно со стороны ЕС, и ясный посыл всем — территориальная целостность принята и не оспаривается!»

Активисты: надежды мало, но мы будем стараться

Что касается внесистемных активистов и гражданского общества, то весь июль их внимание было сосредоточено на другой «блокаде» – села Союдлу в западной части страны, на въезде в которое после акции протеста местных жителей был установлен полицейский кордон. Некоторые даже мрачно иронизировали, проводя параллели между ситуаций в Лачинском коридоре и в Союдлу.

Весь месяц оттуда поступали тревожные известия об арестах и давлении на сельчан, да и несколько человек в Баку получили административные сроки после того, как раскритиковали действия властей. А 24 июля по обвинению в фальшивомонетничестве был арестован известный оппозиционный политик Губад Ибадоглу.

Среди всех этих новых проблем на «стабильно тяжелую» ситуацию в Лачинском коридоре ни у кого уже не хватает ни времени, ни сил. Хотя, по словам председателя молодежного движения D18 Ахмеда Мамедли, они продолжают следить за этой ситуацией и изыскивают способы как-то на нее повлиять. Хотя и не особо верят в успех:

— «Наше движение много раз выступало с требованием снятия блокады, и другие активисты и представители гражданского общества тоже. Но, к сожалению, внутри самого гражданского общества существуют серьезные противоречия по карабахскому вопросу, что мешает нам объединиться и выступать единым блоком. Мне жаль, что мы до сих пор не добились никакого успеха в этом направлении. И, честно говоря, вряд ли добьемся при существующем режиме. Но мы будем стараться».

События вокруг Лачинского коридора, включая инцидент с гуманитарной помощью, Ахмед Мамедли воспринимает как часть комплексного саботажа со стороны азербайджанских властей:

— «В целом, после второй карабахской войны власти Азербайджана стремятся разными способами саботировать мир в регионе. Потому что и нынешнему азербайджанскому режиму, и путинской России выгодно, чтобы Карабах как можно дольше оставался горячей точкой».

Мамедли также подчеркивает, что не только правительство, но и большая часть оппозиции выступает с агрессивной риторикой. Тем самым внося свой негативный вклад в формирование общественного мнения.

Эпилог

Азербайджанские политэмигранты, такие как журналист Афган Мухтарлы и карикатурист Гюндуз Агаев тоже периодически возвращаются к теме Лачинской дороги. Но, как и многие внутри страны, они не столько требуют соблюдения прав карабахских армян, сколько намекают на наивность этих требований, учитывая, что права самих азербайджанцев в республике тоже не соблюдаются.

Мухтарлы, кроме прочего, акцентирует внимание на роли, которую играют в сохранении блокады российские миротворцы. А Гюндуз Агаев возмущается той гордостью, с которой некоторые говорят об установлении КПП в Лачинском коридоре.

Да и не он один – в азербайджанском сегменте Facebook активно шутят, что «КПП в Лачинском коридоре – это единственная открытая сухопутная граница Азербайджана», имея в виду, что все прочие границы уже больше трех лет закрыты якобы из-за карантина.

И суть этого черного юмора сводится все к тому же: «как мы можем помочь карабахским армянам, если не можем помочь сами себе?».

Автор: Ника Мусави


Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.

Очередное обострение в Лачинском коридоре – реакции из Азербайджана

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.