Реальное обострение отношений Абхазии и России или внутриполитическая игра власти и оппозиции
Вечером 29 августа в оппозиционных Telegram-каналах появился протокол встречи Аслана Бжания с заместителем руководителя АП РФ Дмитрием Козаком. В нем говорится, что из-за невыполнения взятых на себя обязательств, абхазская сторона лишается части финансирования по программе социально – экономической российской помощи.
Помимо этого, подача электроэнергии в период дефицита, Абхазия теперь будет получать только по коммерческой стоимости, а не как раньше — бесплатно.
А также Аслан Бжания обязуется предоставлять информацию российской стороне о «депутатах и членах оппозиции, которые наносят вред абхазо-российским отношениям». И все для дальнейшего лишения их гражданства РФ.
Согласно протоколу, невыполненные обязательств, это — не рассмотрение соглашения о взаимном признании судебных решений, невступление в силу соглашения об инвестиционной деятельности, отсутствие закона, открывающего рынок жилой недвижимости для россиян, и закона об Иностранных агентах.
Оппозиция мгновенно отреагировала на появившийся в соцсетях документ, и потребовала либо опровержение его подлинности со стороны власти, либо объяснения, по какому такому праву [де-факто] президент раздает подобные обещания и берет на себя обязательства перед другим государством.
Власти Абхазии отреагировали только через сутки. Пресс-служба выпустила комментарий в котором говорилось, что [де-факто] президент Аслан Бжания не брал на себя обязательств по информированию АП России о неблагонадежных депутатах и членах оппозиции.
— «В социальных сетях появилась информация, что Аслан Бжания взял на себя обязательства по предоставлению информации о депутатах парламента и лидерах оппозиции для лишения их российского гражданства. Сообщаем, что эта информация не соответствует действительности. Президент Абхазии не брал на себя обязательств по предоставлению какой-либо информации», — говорилось в информационном сообщении.
Ни о том является ли фейком или подлинником слитый в сеть протокол, ни о том, прекращается ли финансовая помощь со стороны России, власть не рассказала обществу.
Молчание власти вызвало еще большее негодование оппозиции, и в выходной день, в субботу лидеры оппозиционных организаций собрались на встречу с общественностью, где объявили, что начинают подготовку к народному сходу на исторической поляне в селе Лыхны. А до этого снова потребовали власть объяснить, откуда взялся «протокол Бжания–Козака», направили официальные письма в АП Бжания, МИД и Совбез самопровозглашенной Абхазии.
Власти решили не оставлять без ответа запросы оппозиции и сперва анонсировали встречу журналистов с главой АП Абесаломом Кварчия, но затем переиграли и отправили отчитываться более тяжеловесного политика Сергея Шамба.
С присущей тому откровенностью Сергей Шамба рассказал все, что мог себе позволить, а именно, что 26 августа в Сухуми должна была состояться очередная межправительственная комиссия по реализации программы российской финансовой помощи Абхазии, но ее отменили.
По словам Шамба из-за того, что российская сторона не хотела сообщать о применении санкций в отношении Абхазии в день признания независимости.
Далее он рассказал, что встреча, описанная в протоколе, действительно проходила 19 августа, и на ней Абхазии вновь напомнили об обязательствах, которые пора было бы уже выполнить.
По словам Шамба общество должно интересовать не лишение гражданства отдельных депутатов и политиков, а то, готовы ли люди затянуть пояса и жить без финансовой помощи РФ.
По словам Сергея Шамба – ситуация, которая сложилась, стала серьезным ударом по отношениям Абхазии и России. А виновата в этом абхазская сторона, которая не сумела выполнить все, что прописывалось в межгосударственных договорах с 2014 года.
Договор о союзничестве
Главный документ – это договор о союзничестве и стратегическом партнерстве. В 2020 году был подписан еще один договор, согласно которому Абхазия должна привести свое законодательство в соответствие с российским, для формирования «единого социально- экономического пространства».
В нем 45 пунктов, но некоторые из них настолько болезненны для Абхазии, что все эти годы парламент не решается выносить их на рассмотрение. Среди них закон об иностранных агентах и открытие рынка жилой недвижимости для россиян.
Брифинг Шамба вызвал новую волну возмущения со стороны оппозиции. Лидеры общественных организаций и оппозиционные депутаты снова собрались на встречу и стали опровергать и критиковать высказывания Шамба. Возмущение вызвал термин «санкции».
По словам Адгура Ардзинба, основного претендента на роль кандидата в президенты от оппозиции, слово «санкции» не подходит для характеристики процессов между дружественными странами. Впрочем, и то что власти называют сокращением финансовой помощи из-за невыполнения условий международных соглашений, по словам Ардзинба, прописанный в этих же договорах процесс планомерного снижения доли средств российской помощи в зарплатах абхазским бюджетникам.
— «Нельзя называть санкциями выполнение или реализацию прописанных соглашений между Абхазией и Россией. Ведь мы же знаем что в 22 году было подписано соглашение о финансовой поддержке Абхазии и там есть пропорции софинансирования зараплат. В 2024 году из общей суммы софинансирования Российская Федерация должна была платить только 30 процентов этой надбавки. В 2025 году РФ должна покрывать уже 15 процентов платить», — рассказал Адгур Ардзинба на встрече с общественностью, которая прошла 4 сентября.
Таким образом Ардзинба намекает на то, что между Абхазий и Россией нет никаких проблем, но власть преподносит обществу ситуацию как обострение, в котором виновата оппозиция.
По словам Ардзинба россияне правы, когда высказывают свое недовольство абхазской стороной. Как говорит лидер Абхазского народного движения, президент и правительство взяли на себя обязательства, которые не могут выполнить, и просто обманули и российскую сторону, и свой народ. При этом как рассказывает Ардзинба, все годы после признания Россия продавливала вопрос продажи недвижимости, но прошлым властям удавалось убедительно отстаивать свою точку зрения против открытия этого рынка для россиян, а у Бжания не получилось.
— «Российская сторона еще ничего нового не придумала. По этому плану гармонизации, я был еще министром. В 2019 году нам предлагали этот проект, но многие вопросы, которые здесь заложены, многие неприемлемые для нас вопросы, мы эти вопросы оттуда исключили.
Но потом произошли события, власть поменялась, и все вопросы которые нам удалось исключить, они опять все появились в этом плане гармонизации, люди взяли и подписали. Никакая ни оппозиция, ни общественность не мешают. Это люди взяли на себя обязательства, которые в принципе никто выполнить не сможет», — рассказал Адгур Ардзинба.
Посольство Абхазии в России никак не отреагировало на ситуацию. Но 5-го сентября все-таки появился комментарий российской стороны. Глава МИД РФ Сергей Лавров прокомментировал ситуацию РБК.
— «Я бы не называл это обострением, это выполнение достигнутых договоренностей. Есть пакет договоренностей, который санкционирован президентами, одобрен правительствами двух стран. И в соответствии с этими договоренностями, которые даже ратифицированы в обоих парламентах, у каждой страны есть свои обязательства. Речь идет просто о том, чтобы соблюдался баланс этих обязательств, и наши абхазские друзья это прекрасно понимают», — сказал Лавров.
Спустя неделю после появления скандального протокола «Бжания – Козака» оппозиция готовится к народному сходу, а власть делает вид, что ничего не происходит.
Пресс-служба [де-факто] президента делится фотографиями и скупыми сообщениями с официальных встреч в регионах России — вот тут Аслан Бжания встретился с президентом Башкирии, а тут подписал указ о награждении «Ахьдз-Апша» очередного чиновника…
И все это в унисон массированной информационной атаки провластных анонимных Telegram-каналов. В публикациях напрямую обвиняется оппозиция и НПО в обострении отношений Абхазии и России.
В тексте содержится терминология и иные дефиниции, используемые в самопровозглашенной Абхазии. Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией и редакционной политикой «Netgazeti»