Новости Грузии

«Будь я в приюте, пила бы вечером теплый чай» — как живут в немецких пансионатах?

«Правительство заявляет, что экономика кипит. Я, пенсионерка, мать-одиночка, осталась на улице с сыном-инвалидом, сколько таких, как я, до сих пор на улице, нам даже приюта не дают», — говорит Магули Путкарадзе , бездомная женщина, которая протестует последние два года, требуя выделить ей место в приюте.

Так как правительство даже рассмотрело запрос Магули Путкарадзе и других пришедших на митинги бездомных, женщина в знак протеста села в картонную коробку перед административным зданием правительства Аджарии.

По словам Магули Путкарадзе, она просила о предоставлении убежищя и у Мэрии Батуми:

«Мне сказали, что здесь только ночной приют, остаешься на ночь, но днем ​​тебе придется уйти. Куда мне уходить в течение дня? Если бы у меня была работа, было бы хорошо, я бы вечером пошла в приют, у меня была бы своя комната. Будь я в приюте, пила бы вечером теплый чай…

«Будь я в приюте, пила бы вечером теплый чай» — как живут в немецких пансионатах?

Магули Путкарадзе вместе с другими заняла одно из заброшенных зданий в Букнари

Мне нужна только одна комната, чтобы жить с сыном. Моему сыну 31 год, но он инвалид, был моряком, получил травму… Я теперь его опекун, суд предоставил мне этот статус и на этом забота государства закончилась.

После получения статуса моя жизнь стала становится все хуже и хуже. Мой сын не может работать, ему вовремя надо давать еду и лекарства, а я на улице. Мы провели много ночей возле дома правительства Аджарии, но нас пытались заставить замолчать, только один раз дав нам деньги.

В конце концов сказали, что дадут 3 тысячи лари из резервного фонда. Вот и все внимание правительства…

Эрдоган то есть Эрдоган, а он не оставляет людей на улицах, как в Грузии. Я сама видела там приюты, когда работала сиделкой в ​​Турции, комнаты у них отдельные, общие только гостиная, кухня и санузлы.

Я хоте ла бы также. Чтобы где-то у меня была одна комната, и даже если она будет 20 квадратных метров.
Это пытка, это не жизнь. Я уже 4 года во все инстанции пишу заявления, но и ни от одного ведомства не получила положительного ответа.

Зато бездомные поддерживают друг друга. Когда я сняла квартиру и смогла заплатить за аренду, люди, живущие в селе, в оползнеопасном районе, писали в общей группе в Facebook: Посмотрите, какой сильный дождь, мы боимся ночевать в своем доме. Я написала тогда, приезжате ко мне, я постелю на полу одеяла, оставайтесь, главное спасти жизни.

В нашем государстве так: мы сами заботимся друг о друге, о людях, иначе…», — Магули Путкарадзе расплакалась.

Пансионаты в Грузии и в европейских странах: в чем разница

Пример Германии

«В Германии, когда пожилой человек попадает в пансион, прежде всего знакомятся с его биографией: какова его жизнь, что ему нравится, чему он рад, с чем он хотел прийти в пансион?» — говорит Нино Думбадзе. Она учится по программе медсестер в Германии. Нино Думбадзе прошла трехмесячную стажировку в пансионате для престарелых, расположенном в районе Северной Вестфалии. Она делится с нами своим опытом о том, что происходит в немецких пансионатах для престарелых.

«Будь я в приюте, пила бы вечером теплый чай» — как живут в немецких пансионатах?

Дом престарелых в Гамбурге, Германия. Фото с сайта пансионата

«Будь я в приюте, пила бы вечером теплый чай» — как живут в немецких пансионатах?

Нино Думбадзе

«Обстановка в пансионате как семейная – уютная, человечная. Я даже представить себе не могла, что можно тратить столько ресурсов на пожилых людей», — рассказывает Нино Думбадзе. — «Они также выясняют, какая была обстановка в семье, стараются создать такую ​​же обстановку в пансионате, даже привозят его личные вещи…

В случае каждого пожилого человека, его индивидуальные потребности определяются в зависимости от его физического состояния здоровья и интересов. Например, экспертная служба определяет, к какой категории сложности относится тот или иной пожилой пациент и какое лечение и уход ему необходимы.

Конечно, в пансионат приходят и пожилые люди, которых ничего не беспокоит, но они уже не могут оставаться одни и предпочитают переехать в пансионат.

Социальный работник работает с пожилым человеком, он должен составить план действий: если пенсионер любит готовить и печь, он может делать это, если ему нравится художественная литература, есть читальный клуб, где можно читать книги, дискутировать с другими, если ты не можешь читать, они будут читать тебе. Если старик любит театр, социальный работник отвезет его на запланированное мероприятие…

«Будь я в приюте, пила бы вечером теплый чай» — как живут в немецких пансионатах?

Пансионат для престарелых в Майнце — фото с сайта пансионата

Что касается медсестер, то помимо врача вместе с воспитателями в пансионатах работают дипломированные медсестры. Например, медсестра должна определить, исходя из физического состояния пожилого человека, какой должна быть максимальная дистанция его перемещения в день, насколько физические возможности человека ограничены, сколько воды он должен пить в день и так далее…

Номер один в этом списке — человеческий ресурс пожилого человека: например, если он может  сам одеться, налить воды, то он должен это делать сам.

Основное внимание также уделяется действиям в соответствии с интересами пожилых людей. Некоторого, например, старика навестил член семьи, но тот сказал, что предпочитает уединение, и не он хочет с ним встречаться.

С каждым работает физиотерапевт, обучающий максимально сохранять физическую силу, хорошо питаться, развлекаться. Например, периодически приходят люди с музыкальными инструментами и различным оборудованием, чтобы развлечь пожилых людей», — рассказала нам Нино Думбадзе.

«Будь я в приюте, пила бы вечером теплый чай» — как живут в немецких пансионатах?

Пансионат для пожилых людей в Германии, Кёльн — фото с сайта пансионата

Сколько обходится немецкому пенсиорнеру проживание в пансионате? — Цена разная в зависимости от того, какие услуги нужны пожилым людям, где находится приют. В Германии работники обязаны платить налог на страхование по уходу. Когда пожилой человек сталкивается с необходимостью ухода, он выбирает сам: нанять ему сиделку т.е. воспользоваться программой ухода на дому, или поехать в пансионат.

В случае проживания в пансионатах часть расходов покрывает фонд, а часть – бенефициар. Если пожилой человек социальнонезащищенный, то активируются другие пакеты.

«В случае средней цены ежемесячная плата может составлять 1555 евро, около половины из которых выплачивает страховой фонд», — поясняет Нино Думбадзе.

Опираясь на официальную статистику Германии, Нино Думбадзе делится своим наблюдением: «Пансионаты переполнены, люди стоят в очереди, кажется, даже Германия не ожидала такого количества стариков. Если по статистике 1991 года в Германии насчитывалось около 12 миллионов пожилых людей старше 65 лет, то по данным 2022 года эта цифра выросла до 18,7 миллионов, из них около 5 миллионов нуждаются в уходе.

На данный момент в Германии в 11 680 пансионатах проживает 800 000 человек. Чувствуется подход государства: государство, в первую очередь, помогает пожилым людям оставаться в собственном доме, в собственной семье, заботиться о них», — сказала «Батумелеби» Нино Думбадзе.

null

Пансионат для престарелых в Гессене — фото с сайта пансионата

Несмотря на тяжелые условия в пансионатах Грузии, что также подтверждается докладом Народного Защитника, пожилые люди стоят в очереди, например, в Батуми есть только ночные приюты — один финансируется муниципалитетом, другой — религиозная организация «Катарзис», а круглосуточный пансионат для престарелых находится под патронажем только Патриархии. Этот пансионат финансируется Мэрией Батуми и там стоит очередь.

«Это финансирование недостаточное: 30-35 лари в день. А должно быть хотя бы 80 лари, чтобы было на что то [приличное] похоже», — сказал «Батумелеби» председатель «Грузинской платформы заботы» Уча Вахания. Он обращает внимание на то, что у правительства нет каких-либо программных документов и планов по долгосрочному уходу за пожилыми людьми.

В Грузии есть пансионаты, где ежемесячная стоимость обслуживания составляет около 1000 лари. В этом случае расходы покрывает государственное финансирование. В пансионатах это 70-80 лари в день. В этом случае разницу должен покрыть бенефициар или член его семьи.

Правда, в Грузии они не могут жить так долго [средняя продолжительность жизни 75 лет], как в Германии [средняя продолжительность жизни 84 года], но в Грузии статистика людей старше 65 лет уже превысила 20%.

«У нас нет единого стандарта. Есть два государственных пансионата — Тбилисский и Кутаисский, помимо этого государство покупает услуги еще у 16 ​​общественных организаций, но если честно, только один из них нормальный — общественные услуги для пожилых людей и инвалидов в Гурии, Анасеули. Этот дом в то время был построен на японский грант, у него хороший менеджер — Марина Топурия, и ей удается находить гранты.

Государство финансирует лишь треть номинальной суммы, это все равно, как если бы вы купили аджарское хачапури где-то за 2 лари.

По нашим данным, сегодня в Грузии около 75 тысяч человек, нуждающихся в уходе, из них, вероятно, 50 тысяч нуждаются в уходе на дому, а 25 тысяч могут находиться в пансионате. Реально в домах престарелых проживает около 5000 пожилых людей, а в учреждениях – 2000 пожилых людей.

Благодаря нашим огромным усилиям и участию парламент в 2016 году принял государственную концепцию по проблемам старения, а также план действий на 2017 и 2018 годы. Нам сказали, что 65 задач из этого плана выполнены, но это неправда – одновременно проводилась пенсионная реформа.

Теперь мы совершенно без плана.

Прежде всего следует определить, какие услуги необходимы в учреждениях. Допустим, человека выписали из больницы, он лежал в реанимации и его выписали домой, куда ему идти?» — спрашивает Уча Вахания.

Эксперт рассказывает нам о моделях европейских стран, где пансионаты различаются по потребности в уходе: например, пожилому человеку может жить только в пансионате или ему нужна няня и медицинская составляющая?

«Будь я в приюте, пила бы вечером теплый чай» — как живут в немецких пансионатах?

Уча Вахания

«В европейских странах особенно заметно, что забота о пожилых людях является приоритетом государства. Я видел дома, где ежедневная плата начинается от 100 евро до 320 евро, например в Швейцарии и Франции. Эту сумму в основном покрывает государство, но европейские страны очень любят сооплату.

Они изучают декларации, у кого какие сбережения. Например, если у пожилого человека есть сбережения в размере 25 000 евро, доплата может осуществляться из этих денег. Если эта сумма упадет до 10 000, существует стандарт, согласно которому им не разрешается продолжать сооплату сверх этой суммы — минимальная сумма должна оставаться на собственном счете пожилого человека.

Выделяется немецкая модель: здесь по закону обязательна уплата налога на содержание, который увеличился с 1,7% до 2,05% годовых.

Считается, что семья – самая лечебная среда. Следовательно, политика направлена ​​на то, чтобы пожилые люди оставались в своих домах как можно дольше, если это возможно. Кроме того, это факт, что уход на дому обходится намного дешевле, чем в домах для престарелых.

В Австрии, например, стандарт таков, что если пожилой человек нуждается в уходе более 2,5 часов в день, его необходимо перевести в учреждение по уходу. Существуют группы наблюдения, которые определяют тяжесть ухода и соответственно выделяют пожилым людям необходимую для ухода сумму. Составляется личный бюджет. Как мы знаем, существует участие неофициальных лиц, осуществляющих уход. Кстати, в Нидерландах, например, есть возможность строго контролировать, действительно ли тратятся деньги на уход, в Германии вам эти деньги дают на уход, дальше уже ваше дело…», — рассказал нам Уча Вахания.

По мнению эксперта, когда в мире наблюдается тенденция быстрого старения и Грузия также стала быстро стареющей страной, правительство должно планировать различные меры, хотя у правительства Грузии даже нет плана в этом направлении.

Ответов на эти вопросы нет и у правительства Грузии. «Батумелеби» обратилась в пресс-центр Министерства здравоохранения и социальной защиты Грузии, чтобы получить информацию о проблеме пансионатов для пожилых людей, но комментария мы не получили.

«Например, в Грузии 30 тысяч человек страдают деменцией, как вы знаете, больше всего от деменции страдают пожилые люди. В основных случаях государство им ничего не предлагает… Сегодня в мире 55 миллионов людей с деменцией, в 2050 году эта цифра составит 120 миллионов.

За последние 100 лет продолжительность жизни увеличилась вдвое. В европейских странах средний возраст уже превысил 81 год. Дома престарелых и престарелых, о которых мы говорим, посещают люди в возрасте от 90 до 100 лет», — добавил Уча Вахания, председатель «Грузинской платформы заботы».

Мониторинг в ряде учреждений для престарелых последний раз проводился Народным защитником в 2022 году. Оценка омбудсмена понятна: в учреждениях, где проживают пожилые люди, отсутствуют даже минимальные услуги.

Ознакомьтесь с основными выводами отчета Народного защитника о мониторинге:

Учреждение, финансируемое местным самоуправлением, не знакомо с установленными минимальными стандартами государственного ухода за пожилыми людьми, а Министерство, в свою очередь, не располагает информацией об учреждении(ях) данного типа, поэтому выполнение минимальных стандарты учреждений для престарелых не проверяются и не контролируются;

Некоторые учреждения не оборудованы, не имеют адекватной инфраструктуры, а бенефициары находятся в тяжелых антисанитарных условиях ;

Пожилым людям не предоставляются услуги, соответствующие минимальным стандартам , они часто находятся в дискриминационной и унижающей достоинство ситуации, что включает в себя опасность нарушения их прав и может быть приравнено к ненадлежащему обращению;

В учреждении пренебрегают медицинским обслуживанием пожилых людей;

В заведении нарушены стандарты питания. Состав меню скудный, однообразный и неполноценный. не соблюдается баланс энергетических ценностей пищи;

В результате мониторинга уровень знаний правовых норм и стандартов злоупотреблений со стороны поставщиков услуг относительно безопасности бенефициаров, их эмоционального, психологического благополучия и психического здоровья, а также уровень знаний крайне низок. Основная часть бенефициаров не информирована о своих правах;

Общественные услуги для пожилых людей не учитывают психиатрическую уязвимость и психическое здоровье пожилых получателей, отсутствует скрининговое исследование психического здоровья пожилых получателей и практика психосоциальных вмешательств, направленных на преодоление стресса, поддержание и укрепление когнитивных, социальных и жизненные навыки.

Защита пожилых бенефициаров от насилия и дискриминации не учитывает требования государственных стандартов. У них не разработаны внутренние правила защиты от насилия и жестокого обращения, у них нет соответствующего государства по вопросам насилия и жестокого обращения, а случаи насилия не признаются и не регистрируются в соответствии со стандартами;

Уход за воспитанниками дома престарелых в основном ограничивается удовлетворением гигиенических и физиологических потребностей. Хотя согласно законодательству Грузии бенефициары с проблемами психического здоровья не должны быть зачислены в дома престарелых, среди бенефициаров высока частота бенефициаров с психическими проблемами;
В учреждениях для престарелых уровень осведомленности воспитанников о своих правах низкий.

___

Batumelebi/Netgazeti получило финансирование от Агентства США по международному развитию (USAID). Batumelebi/Netgazeti сохраняет полную редакционную независимость. Материалы, опубликованные Batumelebi/Netgazeti, не отражают позицию USAID или правительства США.

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.