Новости ГрузииПолитика

Глава MSC: У Трампа есть инструменты, чтобы закончить войну в Украине

Глава MSC: У Трампа есть инструменты, чтобы закончить войну в Украине

Глава Мюнхенской конференции по безопасности Кристоф Хойсген рассказал в интервью DW, чему будет посвящен нынешний форум, каких решений стоит ожидать по Украине и чем может удивить Трамп.Международная конференция по безопасности (Munich Security Conference — MSC) в Мюнхене проводится уже более 60 лет. На нее приглашают высокопоставленных политиков, дипломатов, военных, представителей международных организаций из разных стран мира для дискуссий по актуальным вопросам безопасности и обороны. Накануне открытия форума DW побеседовала с председателем MSC Кристофом Хойсгеном (Christoph Heusgen), который полагает, что нынешняя конференция может помочь приблизить завершение войны в Украине.

DW: Так получилось, что MSC оказалась в центре истории российско-украинского военного конфликта. Российское вторжение в Украину в 2022 году началось всего через несколько дней после завершения конференции. Может ли, на ваш взгляд, президент США Дональд Трамп сделать то, что не смог сделать его предшественник Джо Байден, чтобы действительно изменить динамику этой войны?

Кристоф Хойсген: Я думаю, что у Трампа в руках есть инструменты, чтобы, возможно, закончить войну и положить конец страданиям людей. И это — возможность, которую нельзя упустить. Мне кажется, что Кремль нервничает по поводу тех нестандартных решений, которые может принять президент США.

— Что это за инструменты, о которых вы говорите? К примеру, украинцы опасаются, что Трамп будет мягко относиться к России. Другие считают, что тот готов быть более жестким с Москвой.

— Судя по словам Трампа, он хочет внести реальный вклад в завершение войны. Я думаю, что для него это вызов. Поэтому, я полагаю, он приложит все усилия, чтобы добиться этой цели с помощью тех инструментов, которые у него есть. Конечно, это связано с давлением на Россию. Он уже объявил о некоторых санкциях.

В то же время, конечно, Трамп оказывает давление и на европейцев, утверждая, что, если мы дойдем до вопроса о гарантиях безопасности Украине, Европа должна сделать шаг навстречу. И еще есть, конечно, давление на Украину, обсуждение с Зеленским, с украинцами того, что, с их точки зрения, может быть частью сделки. Думаю, эти вопросы мы обсудим в Мюнхене и надеюсь, что добьемся определенного прогресса.

— Вы не пригласили Россию на конференцию, но мы знаем, чего хотят в Кремле. Например, обещания, что Украина никогда не вступит в НАТО. Также они хотят, чтобы Украина отдала огромные территории. Как, на ваш взгляд, удастся обойти эти требования?

— Это вопрос переговоров. Я думаю, что Украина не может и никогда не отдаст свою территорию. Это следует из международного права, устава ООН. Но, конечно, есть возможности сказать, что у нас временно не будет суверенитета над этими (оккупированными РФ. — Ред.) территориями, а потом мы посмотрим, как решать эту проблему.

Остается вопрос о членстве в НАТО. Это то, от чего украинцы могут отказаться на определенный период, что, кстати, также обсуждается и внутри НАТО. Но если Украина не вступает в НАТО, то остро встает вопрос, который я уже упоминал, — гарантии безопасности. При канцлере ФРГ Ангеле Меркель (Angela Merkel) я вел переговоры о минских соглашениях, которые открыли путь к дипломатическому решению первого этапа вооруженного противостояния России и Украины.

Россия в прошлом же соглашалась сохранить территориальный суверенитет Украины, в частности, в знаменитом Будапештском меморандуме. Тогда украинцы, наивно веря в то, что им обещали россияне, отказались от своих ядерных вооружений, а россияне сказали: «Мы гарантируем вашу национальную безопасность». Но они этого не сделали. Поэтому Украина может резонно сказать: «Хорошо, если мы не становимся членами НАТО, кто гарантирует нам, что россияне, как они уже сделали это в прошлом, снова не вторгнутся в нашу страну, когда им вздумается?». Поэтому Украине нужны гарантии безопасности. И это тот вопрос, который президент Трамп задаст нам, европейцам.

— Есть еще один вопрос, касающийся НАТО. Похоже, президент России Владимир Путин возрождает довоенные требования о том, что альянс должен вывести войска из стран, которые вступили в НАТО после окончания холодной войны. Дональд Трамп, как мы знаем, скептически относится к НАТО. Он хочет сократить военное присутствие Америки в Европе. Вы не опасаетесь того, что он может согласиться на требования Москвы в этом вопросе?

— Я не думаю, что он скептически относится к НАТО. Он приезжал на саммиты, и, думаю, верит в альянс. При этом Трамп явно требует, чтобы Европа сделала шаг навстречу. Я имею в виду, мы должны признать, что еще при президенте Обаме в 2014 году мы, европейцы, и немцы, в том числе, обязались тратить на оборону 2 процента от своего ВВП и не сделали этого. Поэтому, я думаю, что это правильно, когда американский президент, кто бы он ни был, требует справедливого распределения финансового бремени. Вполне законно, на мой взгляд, что от нас, немцев, также требуют больших расходов на оборону. Но я не думаю, что Трамп бросит под каток страны Балтии. Скорее, наоборот. Я думаю, что он очень привержен безопасности стран-членов НАТО.

— Тем не менее европейцы опасаются, что все эти переговоры могут пройти без их участия. Но в таком случае им действительно нужно что-то предложить. С одной стороны, есть вопрос о военных расходах, но также о том, как сохранить мир после потенциального прекращения огня в Украине. Здесь, в Германии, и в других странах Европы ведутся дебаты о том, должны ли европейцы взять на себя инициативу по созданию крупных вооруженных сил для поддержания мира в Украине после прекращения боевых действий?

— Поскольку я больше не работаю в правительстве, то не могу вдаваться в подробности. Могу лишь сказать, что важно, чтобы мы серьезно относились к российской угрозе. Именно поэтому Берлин взял на себя обязательство разместить бригаду бундесвера, например, в Литве, чтобы предотвратить российскую агрессию против Вильнюса. Что касается Украины, то да, необходимо участие Европы в любой архитектуре безопасности, которая будет предусмотрена.

Сейчас многие говорят: мы не можем себе представить, как это сделать, и должны ли мы это делать? Могу только напомнить, что мы уже это делали, потому что частью минских соглашений были наблюдатели ОБСЕ. В этой миссии также участвовали немцы. Так что идея участия европейцев, в частности, немцев, в составе сил безопасности, наблюдателей, чего бы то ни было — это то, что уже было сделано. Но в какой форме это необходимо реализовать после прекращения огня в Украине — должно обсуждаться. Какого характера должны быть эти силы? Сколько человек? Как это должно быть организовано? Должны ли они быть частью миссии ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО или чего бы то ни было? Это необходимо обсудить.

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.