ЕС будет бороться с российскими удобрениями методами Трампа?

В Евросоюзе озабочены новой зависимостью от России, а потому хотят ввести пошлины на импорт азотных удобрений из РФ и Беларуси. Это должно помочь индустрии, но невыгодно фермерам.О том, что страны Евросоюза продолжают импортировать российский газ и даже наращивают его закупки в сжиженном виде, пишут часто и много. Куда реже речь заходит о другом важном экспортном товаре России, который напрямую связан с природным газом и поставки которого в ЕС тоже растут: об азотных удобрениях. Но теперь ограничительные меры должны коснуться и этого, самого распространенного в мире, вида удобрений.
Причем на сей раз в Брюсселе намерены прибегнуть не к санкциям, а к таможенным пошлинам. Это может вызвать недоумение: неужели европейцы намерены действовать теперь методами Дональда Трампа? Но возникают и другие вопросы. Почему в ЕС решили закрывать свой рынок для российских удобрений только сейчас, спустя три года после начала полномасштабной агрессии России против Украины? И чем объяснить готовность допустить в результате такой меры рост цен на продукты питания в Германии и Европе?
В ЕС видят угрозу продовольственной безопасности
С предложением ввести пошлины на «ряд наименований аграрной продукции из России и Беларуси, а также на определенные азотосодержащие удобрения» Европейская комиссия выступила 28 января 2025 года. Если в скором времени это предложение будет одобрено Европейским парламентом и высшим политическим органом Евросоюза — Европейским советом (лидерами стран ЕС), то пошлины будут введены с 1 июля 2025.
Они, согласно проекту, должны составить 50% на ту аграрную продукцию из РФ, которая пока еще пошлинами не облагалась, и от 40 до 45 евро за тонну на различные виды удобрений, причем эти ставки вырастут к 1 июля 2028 до соответственно 315 и 430 евро за тонну, сообщает на своем сайте Объединение баварской экономики (vbw).
Оно поясняет, что «Беларусь экспортирует лишь ограниченные объемы тех видов аграрной продукции и удобрений, которые подпадут под пошлины», однако принятое решение распространили на нее из-за ее тесных политических и экономических связей с Россией: «Это призвано предотвратить нелегальные импортные поставки через Беларусь и тем самым обход дополнительных пошлин».
Европейская комиссия (ЕК) объясняет свою инициативу главным образом стремлением снизить зависимость от импорта удобрений из РФ, поскольку он «делает ЕС уязвимым для возможных принудительных мер России, что представляет собой угрозу для продовольственной безопасности ЕС». Иными словами, в Брюсселе опасаются, что Москва может попытаться шантажировать Евросоюз (недо)поставками удобрений примерно по той же схеме, как это происходило в 2022 году с природным газом. Тем самым ЕК фактически признает, что Европа попала в определенную зависимость от российских удобрений.
Экспорт азотных удобрений — это почти поставки газа
Эта зависимость возникла из-за того, что Россия имеет возможность поставлять азотные удобрения по особо низким ценам. Их часто называют демпинговыми, хотя ключевая причина состоит сейчас в значительно более низкой, чем в Европе, себестоимости производства. Ведь основным сырьем для азотных удобрений служит природный газ, а в России он в избытке, особенно после того, как его трубопроводные поставки в ЕС на фоне войны в Украине радикально сократились. В то же время для европейских производителей газ заметно подорожал, что снизило их конкурентоспособность и заставило различные компании в ЕС уменьшить или даже свернуть производство данной продукции.
Вот и получается, констатирует немецкая экономическая газета Handelsblatt, что российский природный газ продолжает поступать в Германию и другие страны Евросоюза, но только в переработанном варианте — в виде азотных удобрений. А на них, как и на природный газ, ЕС санкции не вводил.
Правда, весной 2022 года, вскоре после полномасштабного российского вторжения в Украину, в санкционные списки попали другие виды удобрений, а также их производители, однако к декабрю того же года эти санкции в значительной мере были смягчены из-за тревоги за европейскую и глобальную продовольственную безопасность, в том числе в контексте заключенной под эгидой ООН российско-украинской зерновой сделки.
Короче, проблема с поставками дешевых российских удобрений в ЕС не нова, и призывы перекрыть этот, разорительный для европейской химической промышленности и доходный для бюджета России, экспортный канал звучали и раньше. Например, в августе 2023, когда с таким призывом в свойственной для бульварного издания стилистике выступила самая массовая немецкая газета, о чем DW подробно рассказала в статье «Bild требует остановить поток «кровавых удобрений Путина».
Производители удобрений в ЕС требуют помощи
И вот теперь, полтора года спустя, Европейская комиссия сочла, что настало время действовать. По всей видимости, сказалось нарастающее в разных европейских странах политическое давление со стороны производителей удобрений, которое в первые недели 2025 года резко усилилось.
Так, объединение агрохимических предприятий Германии IVA в середине января, предъявив целый ряд конкретных требований правительству ФРГ, одновременно заявило в адрес ЕК, что «пошлины на российские удобрения с их демпинговыми ценами тоже давно назрели». Весомым дополнительным аргументом в пользу заградительных мер в IVA считают и то, что углеродный след (вредные для климата выбросы CO2 в атмосферу) у производимых в России или в странах Африки удобрений нередко в два раза выше, чем у аналогичной продукции немецких и европейских компаний.
Ярким подтверждением серьезности ситуации стало в середине января решение компании SKW Stickstoffwerke Piesteritz на неопределенный срок остановить одну из двух установок по производству аммиака. Это предприятие, принадлежащее чешскому концерну Agrofert, является крупнейшим в Германии производителем мочевины и аммиака, используемых для производства азотных удобрений.
Объясняя причину такого радикального шага, как частичная остановка производства, член совета директоров компании Антье Биттнер (Antje Bittner) заявила: «Политическое руководство до сих пор не предприняло никаких действенных мер против обрушившегося на европейский рынок потока дешевых российских удобрений».
Деиндустриализация теперь опаснее инфляции?
Норвегия, в отличие от Германии и Чехии, не член Евросоюза, однако норвежской компании Yara принадлежат заводы в разных странах ЕС. Поэтому Свейн Торе Холсетер, президент и генеральный директор этого крупного представителя отрасли, вел в январе переговоры в Брюсселе, в ходе которых тоже требовал ввести пошлины на удобрения из РФ. Беседуя с журналистами, он сделал упор как на том, что европейские компании попали в неравные конкурентные условия с российскими производителями, ведь те пользуются изобилием газа на внутреннем рыке из-за резко сократившихся поставок на Запад, так и на том, что доходы от экспорта удобрений помогают Москве финансировать войну в Украине.
На возражения, что пошлины приведут к росту производственных расходов у европейских фермеров, Свейн Торе Холсетер ответил, что ради преодоления зависимости от России Евросоюзу уже пришлось смириться с более высокими ценами на энергию, и ЕС на это сознательно пошел. Точно так же, по мнению топ-менеджера, следует поступить и в аграрном секторе, ведь одновременно можно, как и в случае с подорожавшей энергией, принять программу государственной финансовой помощи пострадавшим.
Проект Европейской комиссии ввести в 2025 году пошлины свидетельствует о том, что она, несмотря на влияние куда более мощного аграрного лобби, встала теперь на сторону производителей удобрений и тем самым промышленного лобби. Почему?
Можно предположить, что это результат изменившейся в Брюсселе оценки угроз: похоже, деиндустриализация, да к тому же в такой важной для продовольственной безопасности Евросоюза сфере, как производство удобрений, представляется Европейской комиссии сейчас, после трех лет полномасштабной войны в Украине, более серьезной опасностью, чем рост цен на аграрную продукцию, тем более, что темпы инфляции в ЕС значительно снизились и уже приблизились к норме.
К тому же у ЕК есть возможность пойти навстречу сельхозпроизводителям. Так, головная организация европейских фермеров и сельскохозяйственных кооперативов Copa-Cogeca, которая, естественно, осудила намерение ввести пошлины, хотя и с пониманием отнеслась к «геополитическим причинам» такого решения, сразу же указала на возможный компромисс.
Эта организация предложила взамен снизить или полностью отменить импортные пошлины на удобрения из других стран, в том числе из США, поскольку мощностей у европейских производителей все равно не хватит для удовлетворения имеющегося в ЕС спроса. А предложение снизить или отменить пошлины на американские удобрения ЕК, в свою очередь, сможет использовать как одну из уступок на переговорах с Вашингтоном с целью предотвратить торговую войну между Соединенными Штатами и Евросоюзом.
Для введения пошлин не нужно единогласия
Что же касается вопроса, почему Евросоюз в случае с российскими удобрениями решил прибегнуть не к санкциям, а к любимому внешнеторговому инструменту Дональда Трампа — таможенным пошлинам, то тут напрашиваются, по меньшей мере, три возможных ответа, которые вовсе не исключают друг друга.
Во-первых, для введения пошлин, в отличие от санкций, Брюсселю не требуется согласие всех членов ЕС, пошлины можно вводить большинством голосов, указывают немецкие СМИ. Так что такую меру не сможет сорвать, скажем, пророссийски настроенная Венгрия. Во-вторых, введение санкций — это сразу же полный запрет, а пошлины могут (и будут) вводиться поэтапно, так что участники рынка получат время приспособиться к ним, а производители — время увеличить собственное производство.
Наконец, санкции (и опасения невольного их нарушения) могут привести к ограничению или даже остановке транзита российских удобрений через порты ЕС в третьи государства, прежде всего — в развивающиеся страны, что грозит усугубить там продовольственные проблемы. А такого побочного эффекта Европейская комиссия стремится всячески избежать.
Поэтому она особо подчеркивает, что предложение ввести пошлины на сельскохозяйственную продукцию и удобрения из России не распространяется на транзит и временное складирование этих товаров на территории Евросоюза, на их перепродажу за пределы ЕС или их перевозку на европейских судах, а также на оказание европейцами финансовых и страховых услуг участникам подобной хозяйственной деятельности. Так что ЕК хочет постепенно свести к нулю импорт российских удобрений на европейский рынок, но не перекрывает их экспорт на мировой рынок.