Переговоры США и России по Украине: Китай хочет участия в них ЕС

Китай смотрит на переговоры США и России о будущем Украины не так, как Москва, считают аналитики. Пекин хотел бы привлечь к ним и ЕС, чтобы укрепить мультилатеральный миропорядок.Послание Китая Совету Безопасности ООН является предельно ясным. «Мы приветствуем все усилия, направленные на скорейшее прекращение войны в Украине», — заявил постоянный представитель КНР при ООН Фу Цун, которая в феврале по ротации председательствует в Совбезе. Фу приветствовал обоюдное желание США и России обсудить политическое будущее Украины. «Мы также ожидаем, что все вовлеченные стороны и заинтересованные лица примут участие в переговорах. Война идет в Европе. Поэтому, само собой разумеется, что Европа также вносит свой вклад в установление мира», — добавил китайский дипломат.
Это заявление контрастирует с позицией Москвы — важнейшего стратегического союзника Пекина. В понедельник, 17 февраля, министр иностранных дел России Сергей Лавров перед встречей с госсекретарем США Марко Рубио в Эр-Рияде дал понять, что не видит за столом переговоров места для Европы, которая, по его словам, уже несколько раз имела возможность участвовать в достижении соглашении по Украине. «Я не знаю, что будет делать Европа за столом переговоров», — сообщил Лавров.
Быстрое установление мира в Украине без Европы?
С момента начала войны в Украине Китай и Россия всегда демонстрировали, что действуют в унисон. Что побудило Пекин по ключевому вопросу занять позицию, отличную от той, что декларирует Москва? Китайские политологи предполагают, что Кремль делает тактический ход.
«По мнению российского президента Путина, Украина должна быть демилитаризована. Выдвигая это условие, нереалистичное для Европы, Россия хочет усложнить и сделать невозможным для Европы даже сесть за стол переговоров», — пишет Кань Цюаньцю, политобозреватель из Пекина. По его мнению, в таком случае Европа потеряет «защитный щит» в виде Украины и, следовательно, будет вынуждена увеличить свой оборонный бюджет, что было бы слишком дорого, а риск слишком велик.
Таким образом, Россия может быстро договориться с Вашингтоном. «Рано или поздно США при президенте Дональде Трампе предадут Европу и Украину, заключив сделку (с Москвой. — Ред.)», — прогнозирует Кань. По его оценке, это было бы соглашение между двумя заклятыми врагами периода холодной войны, которое вновь поставило бы под угрозу систему безопасности на европейском континенте.
То, что Европа столкнется с новыми внешнеполитическими вызовами, стало ясно после Мюнхенской конференции по безопасности (MSC), состоявшей в конце прошлой недели. Выступая перед участникам конференции, вице-президент США Джеймс Дэвид Вэнс, не объяснил, что новая американская администрация намерена сделать для восстановления мира в Европе.
При этом Вэнс резко раскритиковал европейцев, обвинив в том, что положение со свободой слова и выражения мнений в Европе оставляет желает лучшего. В преддверии досрочных выборов в бундестаг, которые пройдут в Германии 23 февраля, высказывания в Мюнхене вице-президента США многими интерпретируются как поддержка ультраправых политических сил.
США уходят от курса на трансатлантическое единство?
Дуэту Трампа и Вэнса удалось заручиться мощной поддержкой представителей правопопулистского лагеря на президентских выборах в США, состоявшихся в ноябре 2024 года. И, по крайней мере, до следующих промежуточных выборов в США в 2026 году, у Республиканской партии есть большинство в обеих палатах Конгресса. Кроме того, консервативные судьи доминируют и в Верховном суде. В итоге, президент Дональд Трамп может практически без особого сопротивления принимать важные, но спорные политические решения.
С момента своей инаугурации 20 января Трамп уже несколько раз пытался изменить действующие в США правила и нормы, в частности, недавно он попытался приостановить гарантированное конституцией автоматическое получение американского гражданства по праву рождения на территории страны. Теперь Трамп стремится выполнить свое предвыборное обещание — быстро прекратить войну в Украине.
Во время избирательной кампании он постоянно подчеркивал, что для этого ему понадобится всего 24 часа. Возобновление Трампом без участия ЕС и самой Украины прямого диалога с Россией, против которой Запад ввел многочисленные санкции из-за ее войны против Украины, по мнению наблюдателей, показывает, что США сейчас отказываются от политики трансатлантического единства, проводившейся предыдущей администрацией Джо Байдена, и отходят от практики многостороннего сотрудничества.
С тех пор как США больше не выступают в качестве «естественного партнера и союзника», а в роли «государства с частично противоположными (Евросоюзу. — Ред.) целями», Европа и Германия должны «определить свои собственные интересы и разработать инструменты, обеспечивающие их способность действовать и определять будущее — если это необходимо, то даже перед лицом сопротивления со стороны Вашингтона», рекомендуют Саша Ломан (Sascha Lohmann) и Йоханнес Тимм (Johannes Thimm) из берлинского фонда «Наука и политика» (Stiftung für Wissenschaft und Politik, SWP). И добавляют, что «необходимо фундаментальное изменение менталитета».
Ожидания ЕС от Китая растут
Похоже, что на евразийском континенте Поднебесная теперь протягивает руку помощи ЕС. На Мюнхенской конференции по безопасности министр иностранных дел Китая Ван И выступил после вице-президента США Вэнса и сделал ряд заявлений, который едва ли были приятны для Вашингтона. Министр отметил, что только на КНР приходится около 20% расходов ООН, Пекин полностью выполняет свои обязательства в рамках Парижского соглашения по климату и не действует в духе собственной исключительности, то есть не «делает того, что подходит ему в данный момент, а потом бросает это, когда оно ему больше не подходит».
С привычной обаятельной улыбкой Ван призвал к установлению более тесных связей между Китаем и Европой. Международный мультилатерализм стал главной темой в речи Вана. Когда 80 лет назад была основана ООН, в ее состав входило 51 государство, сегодня их уже 193, указал китайский министр, описывая ситуацию в мире. И заверил, что «Китай выступает за справедливую и упорядоченную систему международных отношений при нынешнем миропорядке».
Сделав отсылку к описанию роли КНР, закрепленной в европейской и немецкой стратегии в отношении Китая (Пекин — одновременно партнер, конкурент и системный соперник), Ван заверил, что Китай и Европа — партнеры, а не соперники. «Китай всегда считал Европу чрезвычайно важным полюсом многополярного миропорядка. Вместе мы выступаем за мир, безопасность, процветание и прогресс», — такие словами Ван И завершил свою речь в Мюнхене.
Эксперт: Заявления Ван И «лживые и двуличные»
Между тем Штефан Бирлинг (Stephan Bierling), профессор политологии в Регенсбургском университете, считает заявления китайского министра «лживыми и двуличными». Пекин, уточняет профессор, говорит о многополярном мире, но имеет в виду свою собственную сферу влияния. Китай, по выражению Бирлинга, позиционирует себя как представителя мирового порядка, основанного на правилах, но нарушает этот порядок чаще, чем кто-либо другой.
«Однако заявление Ван И теперь упало на несколько более благодатную почву, поскольку вице-президент Вэнс вообще ничего не сказал о внешней политике США. Вэнс даже не считает, что у европейцев есть право обсуждать основные проблемы международной политики», — поясняет профессор Бирлинг, отмечая, что дипломат Ван это почувствовал.
Китай попытается расколоть либеральные демократии Запада, прогнозирует Ангела Штанцель (Angela Stanzel) эксперт SWP по Азии. «Если случится конфликт в трансатлантических отношениях, например, из-за того, что администрация Трампа резко сократит свою поддержку Украины, Пекин немедленно увидит в этом возможность подтолкнуть европейские государства к стратегической автономии, — предупреждают Штанцель и ее соавтор Джонатан Мишель в недавнем проведенном исследовании. — С точки зрения КНР, цель здесь заключается в том, чтобы Европа в большей степени дистанцировалась от США и улучшила свои отношения с Китаем».
В ответ на подобные действия, указывается в исследовании, такие страны ЕС, как Германия и Франция, должны поддержать нынешний геополитический курс Еврокомиссии. Его составные элементы — минимизация рисков в отношениях с Китаем, защита от КНР и интенсивный трансатлантический диалог на новом уровне.
«Дональд Трамп любит заключать сделки, и достиг многого, что казалось невозможным», — говорит Ван Хуэйяо, основатель и руководитель Центра Китая и глобализации. И находит в администрации Трампа нечто положительное и для Пекина: «ЕС может вести дела с Трампом, как и Россия и Китай. При этом Трамп игнорирует такие сложные вопросы, как идеология, общность ценностей и права человека».
В основе будущего миропорядка Ван Хуэйяо видит силовой треугольник из США, Европы и Китая. «Европа может лучше балансировать между Китаем и Америкой. Китай находит новое пространство для маневра в трансатлантических отношениях. Здесь есть большие возможности, но и серьезные вызовы», — заключил Ван.