От лидера к аутсайдеру: Россия потеряла статус главного поставщика оружия для Армении

Параллельно усилению противоречий в армяно-российских отношениях Россия стремительно теряет статус главного поставщика оружия для Армении, уступая свои позиции Индии и Франции.Ереван заявил о договоренности с Москвой списать Россией часть своего долга в обмен на оплаченное, но не полученное вооружение. Это лишь усилило тенденцию утраты Россией статуса основного поставщика вооружений для Армении, сместив ее с позиции лидера в число аутсайдеров.
В середине января министр обороны Армении Сурен Папикян сообщил об урегулировании спора с Россией касательно крупных контрактов на поставку вооружения для армянской армии. Конфликт вокруг оружейной сделки, который на протяжении более двух лет оставался одним из раздражающих факторов в и без того непростых двусторонних отношениях, был разрешен не путем осуществления поставок, а посредством вычета оплаченной суммы из государственного долга Армении перед Россией.
Процесс необратим?
За последние два года произошло резкое сокращение военно-технического сотрудничества между Арменией и Россией, несмотря на то что обе страны являются членами одних и тех же экономических и военных объединений. Это происходило параллельно нарастанию трений между странами, что привело даже к заморозке участия Армении в курируемой Россией в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — регионального военно-политического блока, в котором кроме России и Армении состоят также Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
В итоге Москва, десятилетиями являвшаяся главным поставщиком вооружений для Еревана, стремительно утрачивает свои позиции, уступая место новым партнерам, в частности Франции и Индии.
За это время Армения кратно увеличила военные расходы. По данным министерства финансов в Ереване, если в 2020 году оборонный бюджет Армении составлял 785 млн долларов, то к 2025 году он достиг 1,7 млрд долларов, что превышает 6% ВВП страны. Примерно такую же долю от своего ВВП тратит региональный противник Армении — Азербайджан. Для сравнения: многие страны — члены НАТО тратят в разы меньше для своих оборонных нужд.
В июле 2024 года Европейский Союз впервые выделил 10 млн евро из Европейского фонда мира на укрепление материально-технической базы армянских вооруженных сил, что рассматривается армянскими экспертами как важный шаг в развитии оборонного сотрудничества между сторонами.
Армянский политолог Тигран Григорян считает это практически необратимым процессом, отмечая, что сотрудничество между Россией и Арменией в сфере поставок вооружений в любом случае не вернется к прежним объемам. «Прежде всего, в Ереване отсутствует соответствующая политическая воля, учитывая невыполненные контракты предыдущего периода, а также неэффективность части российского вооружения во время второй карабахской войны. В целом это также часть политического процесса, и можно сказать, что в рамках так называемой диверсификации вооружений Армения добилась определенных успехов», — сказал Григорян в беседе с DW.
Сорванная сделка и нарастающие противоречия
Спор из-за оружейной сделки между Ереваном и Москвой получил огласку в 2022 году. После 44-дневной войны Армения заранее оплатила России поставки вооружений на сотни миллионов долларов, однако большая часть этого оружия, как утверждают армянские власти, так и не была доставлена.
Сумма этих контрактов, по различным оценкам, которые не подтверждаются и не опровергаются армянской стороной, составляет от 250 до 400 млн долларов. Как заявил премьер-министр Никол Пашинян на заседании правительства еще в сентябре 2022 года, «есть случаи, когда уплачены сотни миллионов долларов, но обязательства по поставкам в отношении Армении не выполняются».
С того времени этот вопрос неоднократно возникал в отношениях между двумя странами, становясь поводом для предъявления претензий к России со стороны армянских властей. Доходило даже до открытых обвинений в том, что это делается с целью ослабления суверенитета Армении. В частности, об этом заявлял и сам армянский премьер.
На пресс-конференции 15 января министр обороны Сурен Папикян подтвердил, что достигнута договоренность о зачете этих средств в счет погашения межгосударственного долга Армении перед Россией, который по состоянию на конец ноября 2024 года составляет почти 240 млн долларов или 5,5% от общего внешнего долга.
Причины российского отказа
В июне 2024 года секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян открыто заявил о кратном сокращении военно-технического сотрудничества с Россией, которая на протяжении многих лет являлась основным и практически монопольным поставщиком вооружений для Еревана: «Доля России в структуре поставок вооружений Армении снизилась с прежних 96% до менее чем 10%. Это было решением России, это был выбор России. Россия решила не поставлять вооружение».
По словам Григоряна, официальная версия российской стороны связывает задержки поставок с войной в Украине. Однако он отметил, что даже контракты, заключенные в 2021 году, до начала военных действий, оставались невыполненными. В итоге он намекнул на политическую подоплеку ситуации. «Одному армянскому чиновнику было сказано: если РФ поставит вам оружие и боеприпасы, то вы станете занимать более твердую позицию, и это также является причиной отсутствия поставок», — заявил Григорян.
Между тем показательно, что даже в условиях отсутствия российских оружейных поставок Москва регулярно выражает недовольство тем, что Армения закупает вооружение у других стран, обвиняя западных партнеров Еревана «в провоцировании напряженности» в регионе. Москва в этом видит также признаки смены геополитического вектора страны с России на Запад. Армянские же власти называют этот процесс диверсификацией.
«Мы находимся в процессе диверсификации наших внешних отношений во всех областях: от экономики до безопасности», — заявил армянский премьер Пашинян в начале февраля на встрече с армянской общиной США в рамках визита в Вашингтон для участия в 5-м ежегодном Международном саммите по религиозной свободе. В связи с этим он выдвинул свою формулу повышения независимости страны, которая заключается в замене «зависимости от немногих на зависимость от многих».
Новые партнеры на рынке вооружений
В условиях сокращения российских поставок ключевыми партнерами Армении в данной отрасли стали Индия и Франция.
Согласно данным индийского издания IADN, общий объем закупок индийского вооружения Арменией достиг за 2024-2025 финансовый год 600 млн долларов (около 571 млн евро). Они включают поставки современных реактивных систем залпового огня «Пинака», противотанковых средств и систем противодронной защиты Zen.
Значительный прогресс достигнут в сотрудничестве с Францией, с которой Армения подписала соглашение о военном сотрудничестве в октябре 2023 года. В июне 2024 года Ереван и Париж заявили о расширении военно-технического сотрудничества, включая поставки радаров GM200, бронемашин Bastion и гаубиц Caesar, которые используются также украинской армией в войне с Россией.
Оборонное сотрудничество с Арменией, как на днях поведал посол Франции в Ереване Оливье Декотиньи, в 2025 году сосредоточится на трех направлениях: поставке оборонной техники, подготовке армянских военнослужащих во Франции и Армении, а также консультативной поддержке министерства обороны для реформирования и укрепления армии.
Между тем работа с разными поставщиками создает и технические сложности из-за различных стандартов вооружений. Однако эти затруднения, как отмечает армянский военный аналитик, научный сотрудник аналитического центра APRI Armenia Леонид Нерсисян, компенсируются обеспечением стабильности оружейного снабжения даже в случае, если один из поставщиков не сможет выполнить обязательства из-за внешнеполитических факторов, как это случилось с Россией.
С другой стороны, по его словам, современные технологии значительно упрощают интеграцию разнотипного вооружения в единую систему управления. «В нашем цифровом мире этот вопрос решаемый. Даже радиолокаторы от разных стран можно интегрировать так, чтобы они работали совместно», — пояснил Нерсисян в беседе с DW.