Новости ГрузииПолитика

Ксерокс «Грузинской мечты»: почему партия Иванишвили копирует западные законы и что здесь не так

Бешеный принтер «Грузинской мечты» продолжает печатать новые репрессивные законы. Правда, теперь в партии олигарха Бидзины Иванишвили со всеми вопросами предлагают обращаться не к депутатам от большинства, а к странам Запада – ведь инициированные правовые акты якобы позаимствованы именно у них. Филипп Церетели разбирался, что здесь не так.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузинская мечта, Грузия-США

Наиболее громкой инициативой «Грузинской мечты», рассматриваемой в парламенте, стала новая версия закона об иностранных агентах, а вернее дословный перевод американского FARA (Foreign Agents Registration Act, Закон о регистрации иностранных агентов).

В Соединенных Штатах FARA был принят в 1938 году для борьбы с нацистской пропагандой, а в последствии – для контроля лоббистов иностранных правительств. За почти 90 лет в соответствии с законом регистрацию в США прошли 518 иностранных агентов, в том числе такие организации, как российское пропагандистское медиа Russia Today America и китайская газета China Daily.

Как отмечает юрист Саба Барчвели, попытки интеграции FARA в других странах не увенчались успехом, ведь по итогу другие государства использовали механизм в репрессивных целях для ужесточения контроля общества. Среди них были Россия, Китай, Турция, Венесуэла, Египет и Беларусь.

Грузия не стала исключением. Принятый в 2024 году далекий прообраз американского закона, походивший больше на раннюю российскую версию, был ориентирован на НПО и гражданское общество, критикующие правительство за коррупцию и откат демократии.

При этом, проталкивая аналог российского закона об иноагентах, премьер-министр Ираклий Кобахидзе настаивал, что он намного лучше американского FARA, ведь последний – «полная катастрофа».

В результате весной 2024 года, несмотря на массовые протесты, правящая «Грузинская мечта» все же приняла «российский» закон. А спустя полгода, не использовав его ни разу, заявила о планах рассмотреть теперь уже FARA.

«Уже шесть месяцев правительство не может обеспечить соблюдение принятого им закона из-за сопротивления НПО. Поэтому сейчас оно пытается пересмотреть существующую редакцию, ввести уголовную ответственность, распространить действие закона на отдельных лиц, эффективно использовать текущую международную ситуацию (включая пересмотр США своей политики в отношении международной помощи) и, в конечном счете, искоренить критически настроенные НПО», — говорит глава организации «Защитники демократии» Георгий Мшвениерадзе.

Бешенный принтер «Грузинской мечты»: волна репрессивных законов партии Иванишвили

По его словам, правительство, при этом, понимает, что треть его сторонников (в основном прозападных) не поддерживают принятие таких законов. Поэтому «Мечте» нужно показать, что она намерена принять американский закон, а не российский.

Как выразился спикер парламента Шалва Папуашвили, комментируя регистрацию аналога законопроекта FARA, «каждое слово, каждая запятая и каждая точка идентичны действующему в США закону…».

«Это положит конец любым предположениям о том, что парламент Грузии примет закон, не соответствующий международным стандартам», — добавил спикер.

Руководитель юридического комитета Александр Табатадзе, впрочем, отметил, что законопроект все же будет скорректирован – чтобы учесть грузинские реалии. Ведь сейчас в проекте присутствуют такие термины, как «Конгресс», «Госдепартамент» и «президента Соединенных Штатов».

Переведенный грузинский законопроект действительно во многом повторяет FARA, но отличается более строгой детализацией (например, сроки, публичная база), а также предусматривает новые элементы (депортация может быть применена в качестве санкции, отчетность парламенту).

Специалисты призывают учитывать и ракурс применения закона, даже при полном копировании американского аналога. Получается, что критикующие власть НПО и гражданское общество в случае неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей может быть наказано штрафом или лишением свободы на срок до 5 лет (в случае физического лица).

Более того, в самих Штатах применение FARA недавно было резко ограничено. Новый генеральный прокурор Пэм Бонди 5 февраля 2025 года в служебной записке объявила, что министерство юстиции будет возбуждать дела по FARA только при «действиях, схожих с традиционным шпионажем со стороны иностранных правительственных лиц». Бонди также распустила целевую группу ФБР по противодействию иностранному влиянию, объяснив это необходимостью «высвободить ресурсы и прекратить злоупотребления полномочиями в политических целях».

«Грузинской мечте» принимаемые в Вашингтоне решения показались неслучайными. Депутат Леван Мачавариани увидел между началом рассмотрения FARA в Грузии и его упрощением в США четкую связь. Так или иначе, но аналог американского акта является более жесткой версией уже принятого в 2024 году закона о иноагентах.

Впрочем, по мнению аналитика Зураба Батиашвили, FARA, в случае его принятия, как и «российский» закон не будет работать в Грузии. Эксперт подчеркивает, что на фоне введенных западных санкций против членов «Мечты» правящая партия попросту хочет казаться более проамериканской и заработать очки в глазах нового руководства США.

Георгий Мшвениерадзе, в свою очередь, отмечает, что новые законы являются лишь «проявлением природы российского авторитаризма Иванишвили». По его словам, гражданскому обществу следует бороться «не с симптомами, а с самой болезнью»:

«Противостояние грузинского общества российскому законодательству было борьбой против будущего, в которое вступила Грузия. 28 ноября 2024 года правительство открыто, в нарушение Конституции Грузии заявило о приостановке евроатлантической интеграции. В результате теперь обществу все ясно, и принятие однопартийным и нелегитимным парламентом Иванишвили законов в российском стиле (с недавно придуманными и приятно звучащими названиями, такими как «американский закон» или «британский закон о СМИ») только подтверждает то, что уже было очевидно».

Российские репрессии «Грузинской мечты» под прикрытием американского и британского законов

«Британская модель» регуляции СМИ

Перенять британскую модель регулирования деятельности СМИ – еще одна инициатива «Грузинской мечты». По словам лидера парламентского большинства, правовой акт установит стандарты объективности медиа и журналистской этики, механизм мониторинга за соблюдением этих стандартов, а также ограничит финансирование средств массовой информации из зарубежных источников.

В интерпретации «Мечты» все эти нормы должен содержать один «Закон о СМИ». В соответствии с ним должны быть введены:

  • Запрет для ведущих и журналистов выражать свою позицию в информационных программах;
  • Запрет на скрытую запись интервью или разговоров без уведомления;
  • Обязательство вещателей передавать точные и беспристрастные новости с немедленным исправлением ошибок;
  • Запрет на инсценировки в новостных программах без четкого обозначения;
  • Указание источников информации, включая анонимные, с правом заинтересованных лиц опровергать ошибочные факты;
  • Запрет на участие политических деятелей в новостных программах в роли ведущих или журналистов;
  • Требование баланса при освещении политических споров.

Также поправки содержат запрет на получение вещателем прямого или косвенного финансирование от иностранной силы, будь то денежные средства или другие материальные блага имущественной ценности.

По мнению спикера парламента Шалвы Папуашвил, «британские поправки» не ужесточают грузинское законодательство, а лишь позволяют эффективно бороться с дезинформацией. В случае наличия претензий к закону, Папуашвили предлагает обращаться к правительству Великобританий:

«Какие-то вопросы по этому стандарту? Обратитесь к Британии или ее посольству в Грузии, и они объяснят. Или если у вас есть какие-либо критические доводы, можете критиковать Британию и ее посольство».

Впрочем, по мнению специалистов, грузинские поправки значительно строже в ряде пунктов (сроки ответа, запрет позиций вещателя, защита частной жизни). Но еще более опасно то, что в процедурах и гибкости по сравнению с британским подходом грузинский вариант менее детализирован. Кроме того, он расширяет полномочия Национальной комиссии по коммуникациям, которая, в свою очередь, будет осуществлять регуляцию в соответствии с принятыми поправками.

В Великобритании, на которую ссылаются члены правящей партии, такая комиссия – Office of Communications” (Ofcom) – финансируется государством лишь через редкие гранты, выделяемые на определенные задачи, а ее процесс избрания проходит намного более прозрачно. В Грузии же председателем Комиссии по коммуникациям  уже третий срок парламент избирает Каху Бекаури, с именем которого критические медиа связывают «необоснованные» и «политические» решения.

Как подчеркивает медиа-эксперт Звиад Коридзе, задачи Ofcom в корне отличаются от целей грузинской комиссии по коммуникациям:

«Ofcom – это квази-государственное образование, которое никак не занимается вопросами регулирования этических норм или редакционной свободы. Это неточная, лживая информация, будто правительство предлагает нам британский вариант. Это никакой не британский вариант. Те вопросы, которые саморегулируются в Великобритании, саморегулировались и Грузии, просто правительство сейчас задумалось о том, чтобы вопросы, которые принадлежат сфере саморегулирования, сделать вопросами [внешней] регуляции».

В «Грузинской мечте», впрочем, убеждены, что современные СМИ неспособны саморегулироваться. Именно поэтому, считает лидер большинства Мамука Мдинарадзе, за них этим должно заняться государство.

По словам Георгия Мшвениерадзе, цель партии Иванишвили – полностью демонтировать все демократические институты в Грузии. По словам эксперта, в социально-культурном плане олигарх не является частью грузинского общества: «Как и многие люди с коммунистическим прошлым, он русский с грузинской фамилией, захвативший власть в Грузии».

«Чего Иванишвили не понимает, так это того, что мы делаем свою работу, потому что верим в идеалы – права человека и демократию. Иванишвили не знаком с идеалами. Он вырос и обрел власть в России в условиях подпольной экономики советской эпохи, когда частные предприниматели вели незаконный или полулегальный бизнес под контролем государства, сотрудничая с преступными группировками и наживаясь на коррупции и сделках на черном рынке. Для него главными приоритетами являются власть и деньги, а не принципы или национальные интересы».

Трибунал для «Нацдвижения» с оговорками: «Грузинская мечта» и ее выходцы из эпохи Саакашвили

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.