Танки вместо автомобилей: как меняется рынок труда в ФРГ?

В ближайшие несколько лет в оборонную промышленность Германии и европейских стран будут вливаться сотни миллиардов евро. Гонка за квалифицированной рабочей силой из других отраслей уже началась.В немецкой промышленности наблюдается парадоксальная ситуация: в то время как во флагманских немецких компаниях, таких как автогигант VW, сокращаются рабочие места, производители танков и крылатых ракет отчаянно ищут новых сотрудников.
Результаты недавнего исследования фирм по бизнес-консалтингу EY и Dekabank предполагают, что «европейские страны НАТО в ближайшие годы будут ежегодно инвестировать в вооружения 72 млрд евро, создавая или обеспечивая тем самым 680 тыс. рабочих мест в Европе».
К аналогичным выводам пришло исследование консалтинговой фирмы Kearney, согласно которому нехватка квалифицированной рабочей силы будет напрямую зависеть от того, в какой степени европейские страны НАТО будут перевооружаться. Если в будущем ониначнут тратить на вооружение два процента своего ВВП, как это предусмотрено правилами альянса, то к 2030 году нехватка квалифицированных работников составит около 160 тыс. человек. «При среднем росте (2,5 процента ВВП) может появиться около 460 тыс. вакансий, а при значительном росте (3 процента) — до 760 тыс.», — пишут авторы исследования Гвидо Хертель (Guido Hertel) и Нильс Кульвайн (Nils Kuhlwein). Не хватает, в частности, специалистов по искусственному интеллекту и работе с большими объемами данных.
По словам Клауса-Хайнера Рёля (Klaus-Heiner Röhl), эксперта по вооружениям из Института немецкой экономики (IW), близкого к работодателям, в настоящее время в Германии в оружейных компаниях, таких как Rheinmetall, работает около 60 тыс. сотрудников.
Откуда возьмется рабочая сила?
Производители оружия, радаров или, к примеру, коробок передач для гусеничных машин ищут не только новых сотрудников, но и производственные площадки для ожидаемого потока заказов.
Что может быть очевиднее, чем воспользоваться проблемами отраслей, переживающих кризис? «Мы извлекаем выгоду из трудностей в автомобильной промышленности», — заявил генеральный директор фирмы Hensoldt Оливер Дёрре (Oliver Dörre) в интервью информационному агентству Reuters. Баварская компания изготовляет высокопроизводительные радары, которые используются, например, для противовоздушной обороны Украины. Одна из систем Hensoldt даже способна определять местоположение стелс-бомбардировщиков, таких, как американский F-35.
По словам Дёрре, Hensoldt уже ведет переговоры с поставщиками комплектующих для автомобильной промышленности, компаниями Continental и Bosch о переходе сотрудников.
В восточногерманском Гёрлице, на границе с Польшей, производитель вооружений, компания KNDS, берет в управление завод, принадлежавший производителю поездов Alstom, который должен был закрыться в 2026 году. KNDS намерена перенять около половины из 700 бывших сотрудников завода.
Производитель танков и других видов вооружений хочет создавать на территории завода, где раньше изготовлялись локомотивы и другая железнодорожная техника, компоненты и модули для бронированных машин Leopard 2, Puma и Boxer. Начало производства запланировано на 2025 год.
Конкурирующая компания Rheinmetall также делает ставку на работников, поменявших профессию: квалифицированный рабочий, который раньше занимался производством специальных компонентов для нефтяной промышленности, теперь делает стволы для танков на заводе Rheinmetall на севере Германии. Бывший косметолог лакирует бронебойные снаряды.
Не все специалисты востребованы
Переход из гражданской в оборонную промышленность не так прост, объяснила в интервью DW Ева Брюкнер (Eva Brückner), консультант по персоналу, специализирующаяся на оборонной промышленности. «Переход возможен только на определенные должности и в рамках специальных функций», — поясняет она. Пр этом «квалифицированный рабочий, стоящий на производственной линии в VW и других компаниях, как правило, может также работать и на некоторых оборонных компаниях», — уверена Брюкнер. Даже инженер-разработчик может начать работать в оборонной промышленности после определенной переподготовки, утверждает управляющий директор мюнхенской консалтинговой фирмы Heinrich & Coll. При этом, по ее мнению, это не работает для представителей других служб, таких как специалисты по продажам или закупкам комплектующих.
Проверка на благонадежность ограничивает круг кандидатов
Ханс Кристоф Атцподиен (Hans Christoph Atzpodien), управляющий директор Федеральной ассоциации охранной и оборонной промышленности, также отмечает особенность компаний по производству вооружений: проверка на благонадежность является обязательной для сотрудников, а это требует времени. «Сроки выдачи этих лицензий в настоящее время не настолько коротки, чтобы обеспечить быструю смену соответствующего персонала», — подчеркнул он в интервью DW.
В оборонной промышленности действует так называемый «список государств». Он предъявляет высокие требования к кандидатам из стран, представляющих значительный риск для безопасности Германии. В список Федерального министерства внутренних дел входят, например, Афганистан, Китай, Вьетнам, Ирак, Иран, Сирия, Россия и ряд бывших советских республик. Даже длительное пребывание в одной из этих стран крайне проблематично для получения работы на предприятии оборонной промышленности.
Неожиданная помощь от Трампа
Быстро найти столько специалистов и менеджеров для программы перевооружения только в Германии и Европе не удастся. И тут на помощь приходят США и американский президент Дональд Трамп. «Поскольку Трамп объявил о сокращении расходов на исследовательские институты и университеты, для Европы, естественно, появилась возможность», — говорит Ева Брюкнер. До сих пор США привлекали талантливых специалистов со всего мира своими элитными университетами и большими бюджетами на исследования. Но если теперь финансирование будет сокращено, то это дает Европе шанс сказать: «Теперь мы — двигатель инноваций. И мы получим людей».
По словам Брюкнер, она уже получает запросы из США, поскольку грин-карты не продлевают, а некоторые ведущие сотрудники больше не чувствуют себя ценными в США. Многие задаются вопросом, хотят ли они поддержать новый политический и геополитический курс США, говорит Брюкнер. «Это огромная возможность, и ею нужно воспользоваться. Потому что именно там вы можете получить действительно умных людей», — уверена эксперт.
В ком и в чем нуждается оборонная промышленность?
Ева Брюкнер убеждена, что индустрия, в целом, нуждается в новых идеях. По ее мнению, для руководящего звена отрасли, которое, в основном, представлено бывшими офицерами-мужчинами, было бы полезно иметь больше женщин.
По словам бизнес-консультанта Нильса Кульвайна, цифровизация меняет и запрос на поиск новых сотрудников. IT-специалисты и эксперты по искусственному интеллекту для создания сетей современных систем вооружения и использования больших данных для анализа ситуационной осведомленности, например, пользуются большим спросом, но встречаются крайне редко. «Оборонная промышленность традиционно была аналоговой. Теперь ей не хватает дополнительных цифровых умов», — подчеркивает эксперт Kearney.