Папа римский и Лукашенко: как складывались отношения и что изменится при новом папе

Как складываются отношения Ватикана и Беларуси, что изменят выборы нового папы римского, и избрание кого из кандидатов стало бы «чудом» для белорусских католиков.Папа римский Франциск был важен для Беларуси не только как глава католической церкви. Как глава государства Ватикан он в 2016 году принимал Александра Лукашенко с сыном Николаем. Тогда в отношениях Беларуси и ЕС намечалось потепление. А осенью 2020 года папский нунций вручил верительные грамоты Лукашенко. При этом в стране продолжаются аресты священников и верующих.
Какие же отношения у Римско-католической церкви и режима Лукашенко, и кто из претендентов на папский престол лучшая кадидатура для страны — в материале DW.
«У Лукашенко плохие отношения с католиками страны, а не с Ватиканом»
Почти три года в Беларуси закрыт для верующих главный католический храм — Красный костел в Минске. В конце 2024 года священник Генрих Околотович осужден на 11 лет за «измену государству». При этом скоро в РБ приедет новый апостольский нунций, то есть посол Ватикана, а в январе 2025 года впервые назначен посол РБ в Ватикане — и это шаг вперед в отношениях.
Дружба или конфликт? «Отношения между Беларусью и Ватиканом, режимом Лукашенко и Ватиканом, и даже демократическим движением и Ватиканом развиваются и углубляются», — считает Наталля Василевич, теолог, политолог и правозащитница.
По ее мнению, Лукашенко рассматривает церковь в Беларуси отдельно от Ватикана. «У Лукашенко плохие отношения с белорусской Римско-католической церковью, потому что вместе с народом белорусские церкви, и католическая, и православная, явно присутствовалина протестах в 2020 году, проводили молитвы против насилия, — объясняет Василевич. — И Лукашенко мстит. Итальянцев или аргентинцев мы любим, а своих католиков — нет».
Насколько важной была личная встреча Лукашенко и Франциска? «Иногда людям кажется, что встреча с папой — это пик дружеских отношений. Но с ним ежедневно встречаются политики, известные люди. Папа не может за полчаса разговора развернуть душу политического деятеля, в том числе Александра Лукашенко», — говорит католический активист Артем Ткачук.
«Репрессии это дамоклов меч и над церковью»
Переговоры и репрессии Наталля Василевич называет «логикой режима». «Лукашенко не умеет строить доверительные отношения, основанные на уважении, — только токсичные и манипулятивные. Вот и папу нужно удержать, чтобы не сказал чего-то, что можно интерпретировать как поддержку белорусского народа», — говорит политолог.
Папа не много говорил о Беларуси, хотя, по воспоминаниям нунция, вопросы о Лукашенко из его уст звучали. «Я бы вспомнила момент. Папа молился перед Жировицкой иконой Божьей Матери, она есть в Риме в одном из храмов, и эта молитва должна была быть молитвой за Беларусь. Но он помолился за Украину. Украинская повестка сильнее», — говорит Наталля Василевич.
По мнению Артема Ткачука, преследование католических священников и верующих — это «дамоклов меч, который висит над церковью в Беларуси» и показывает статус-кво в отношениях между Ватиканом и властями: «И этот статус-кво так выглядит, что могут быть священники в тюрьмах. Может быть, смысл его в том, что их будет не много».
Активист говорит, что «многих вещей нет в публичной сфере, они не озвучиваются, но они происходят», и напомнил, что многим католическим священникам было «в некотором смысле разрешено покинуть Беларусь».
Посольство в Ватикане и общение с демсилами
Раньше послы Беларуси в Италии совмещали должность главы дипмиссии в Ватикане. Отдельное посольство — серьезный и довольно дорогой шаг для Лукашенко, считает эксперт. На фоне кризиса международных институтов Ватикан для него — площадка для переговоров и влияния.
«Важно присутствие там. Ватикан собирает дипкорпус на разные мероприятия, посол общается с дипломатами, в том числе из Украины, России, западных стран. Идет обмен мнениями, а любое общение разрушительно для авторитарных систем», — считает политолог.
При этом и демократические силы Беларуси развивают отношения с Ватиканом. По ее информации, демсилы рассматривают Ватикан как «возможный контакт с режимом». «Сейчас про это рано говорить, но, возможно, в какой-то перспективе Ватикан сможет стать площадкой для встречи представителей режима Лукашенко и белорусских демсил. Почему нет? Хотя бы по гуманитарным вопросам», — предполагает Василевич.
По словам собеседников DW, в Ватикане помнят о политзаключенных, там есть составленный правозащитниками гуманитарный список белорусов, которым в неволе угрожает смерть, идет работа, которая также не выносится на публику.
Новый посол Ватикана в РБ работал в Венесуэле
«Ватикан действует реалистично. Нет способов повлиять на Лукашенко, поэтому поддерживается статус-кво», — считает Наталля Василевич.
В 2025 году в Беларусь должен приехать новый апостольский нунций — монсеньор Иньяцио Чеффалиа. «Он работал в Венесуэле, участвовал в освобождении политзаключенных, в диалоге между оппозицией и властями. Будет новый папа, возможно, новый госсекретарь. Мы увидим переформатирование политики», — говорит эксперт. Она подчеркивает, что нунций — священник греко-католического обряда, что важно для белорусских греко-католиков (униатов).
«Ватикан интересуется Беларусью, в госсекретариате специальное ведомство, такой офис по Беларуси, его новый руководитель из Латвии и хорошо понимает ситуацию, — рассказала эксперт. — Они рассматривают разные варианты. Дипломатов Ватикана учат много молчать, мало говорить и все замечать».
Кто был бы лучшим папой римским для Беларуси?
«Римско-католическая церковь — консервативный институт, медленный. Но и от личности папы многое зависит, особенно в политическом смысле», — объясняет Наталля Василевич.
Основной проводник политики Ватикана — госсекретарь, он как глава МИД. Сейчас это Пьетро Паролин, он же — лидер у букмекеров, которые принимают ставки на кандидатов на пост папы римского. «Для Беларуси это был бы очень неплохой вариант. Паролин знает Беларусь, последние пять лет видел происходящее, хорошо ориентируется в политике», — считает политолог.
Есть еще одно имя — кардинал Клаудио Гуджеротти, префект департамента восточных церквей, бывший нунций в Беларуси. «На него особенно не ставят, но для Беларуси это было бы просто чудо. Гуджеротти очень хорошо знает ситуацию, знает Лукашенко. И он встречался с политзаключенными, когда был нунцием», — говорит Василевич.
Но даже если выберут далекого от нашего региона человека, например, папу африканского или азиатского происхождения, ему «помогут разобраться», считает Артем Ткачук. У госсекретариата первенство в этих вопросах, а там «достаточно людей, которые работали с Беларусью или в Беларуси».