Профилактика или наказание? Для чего белорусских детей водят в тюрьмы

Вместо уроков — экскурсия в тюрьму и знакомство с рецидивистами. По мнению психолога, такая «профилактика» способствует развитию цинизма.Правозащитный центр «Вясна» выпустил обзор практики организации экскурсий в места лишения свободы для белорусских подростков. По сведениям правозащитников, в 2022-2025 годах школьники, а также учащиеся колледжей и студенты «все чаще посещают тюрьмы, СИЗО и другие места лишения свободы».
DW разбиралась, насколько эффективна такая «профилактика правонарушений», чего добиваются власти и как подобные экскурсии влияют на подростковую психику?
Отчеты об экскурсиях публикуются в местных газетах
Правозащитникам известно о посещении подростками СИЗО-3 в Гомеле, арестного дома и колонии для рецидивистов в Волковыске (Гродненская область), изолятора на Окрестина в Минске, тюрем №1, №4 и №8.
Власти считают, что такие мероприятия могут «предупредить правонарушения» и «сформировать законопослушный образ жизни».
Подробные отчеты об экскурсиях публикуются на сайтах учреждений образования, а также в местных газетах. «Хочется верить, что данная ознакомительная экскурсия поможет детям лучше понять, каких проступков никогда не нужно совершать, чтобы не сломать свою жизнь раз и навсегда», — пишут на сайте Гомельского колледжа-филиала Белорусского государственного университета транспорта. 9 апреля 2025 года его учащихся водили в СИЗО-3 Гомеля.
Подростков водят в ШИЗО
В местах лишения свободы подросткам показывают камеры, прогулочные дворики, а также штрафные изоляторы, где, как отмечают правозащитники, содержатся, в том числе белорусские политзаключенные.
«Ребятам показали штрафной изолятор, где содержатся осужденные, допустившие грубые нарушения установленного порядка отбывания наказания. Никто из ребят не остался равнодушным к увиденному и сделал свои выводы», — отчитались в Жодинском государственном колледже об экскурсии в тюрьму №8 в ноябре 2023.
В ноябре 2022 волковысская газета «Наш час» сообщала, что посещение колонии для рецидивистов произвело на местных школьников «неизгладимое впечатление», как и «разговор с осужденным, который 20 лет провел в местах лишения свободы».
По мнению правозащитников, подобные мероприятия являются средством устрашения, нарушают право на образование и право на свободу от психологического насилия: «Экскурсии выглядят как наказание в виде принуждения смотреть на то, что приносит боль или психологический дискомфорт. Столкновение с реальностью, где тебе заранее показывают, что будет, например, в случае осуществления своего права на свободное выражения мнения».
Также такие меры, по словам юристов, не соответствуют «Руководящим принципам для предупреждения преступности среди несовершеннолетних».
В Беларуси наблюдается милитаризация образования
Эксперт в области образования Андрей Лаврухин считает, что подобные экскурсии вписываются в тенденцию милитаризации образования, которая особенно заметна в Беларуси в последние годы. По словам Лаврухина, Лукашенко обязан силовикам, которые «спасли» его в 2020 году, и политическая система в РБ «держится на штыках». «Соответственно, эти штыки должны быть везде и в образовании», — говорит эксперт.
О милитаризации также свидетельствуют многочисленные военно-патриотические лагеря для детей и подростков. Они были в Беларуси и раньше, но не настолько массовыми.
Также с 2021 года в учреждениях образования, даже в детских садах, вновь появились руководители по военно-патриотическому воспитанию. По словам Лаврухина, многие из них «в погонах» и без педагогического образования. Таким образом, считает эксперт, власти готовят детей быть готовыми расстаться с жизнью по приказу государства.
Экскурсии в места заключения Лаврухин считает «инструментом запугивания». Кроме того, по его мнению, детей ставят перед «чудовищным выбором» — быть «либо жертвами, либо палачами».
«Может способствовать развитию цинизма»
Психолог Светлан Юрцевич, убеждена, что такие мероприятия могут нанести «серьезный психологический вред подросткам». «Столкновение со средой страха, унижения, насилия, которое мы можем наблюдать в местах лишения свободы, вызывает, не только тревогу и подавленность, но чувство бессилия, стыда, утраты доверия к взрослым и к миру в целом», — отмечает Юрцевич.
По ее словам, особенно тяжело может быть травмированным подросткам: тем, кто подвергался насилию и социальной несправедливости или сталкивался с какими-то дисциплинарными взысканиями.
«У таких детей могут усиливаться страхи. Возможно нарушение сна, трудности в построении доверительных отношений. А также есть вероятность ощущения выученной беспомощности, когда кажется, что изменить свою жизнь все равно невозможно», — комментирует психолог.
Собеседница считает «запугивание» неэффективным инструментом для профилактики правонарушений. «В долгосрочной перспективе оно может способствовать развитию цинизма, отчуждения, или, наоборот, романтизации криминальной среды. Обязательная составляющая «профилактики» — это уважение, поддержка. Важно научить выбирать не из страха наказания, а из понимания ценности своей жизни и жизни других людей», — отмечает Юрцевич.