«Вышел в магазин, вернулся — а дома и семьи нет». 21 год терактам в Буйнакске, Москве и Волгодонске
Горожане мирно спали, беседовали с членами семьи или же смотрели телевизор, когда все вокруг задрожало, словно начиналось землетрясение. В сентябре 1999-го подобная картина повторялась не один и не два, а четыре раза. Впоследствии цепочку событий связали воедино, и сегодня о трагедиях в Буйнакске, в Волгодонске, на улице Гурьянова и Каширском шоссе в Москве принято говорить как о серии терактов.
Совершенно неожиданно война ворвалась в жилые дома мирных граждан. Согласно официальной версии ответственность за взрывы зданий несла запрещенная чеченская террористическая группировка. В течение пары лет большинство боевиков были либо осуждены за зверские преступления, либо убиты. Но утешило ли это россиян, потерявших кров и близких?
В результате взрывов с 4 по 16 сентября 1999-го погибли 307, а пострадали более 1700 человек. Минул 21 год, но для жертв терактов все будто случилось вчера. В траурную дату вспоминаем, как мирные города превратились в поле боя.
БУЙНАКСК
Все началось с дагестанского города, максимально близкого к очагу этнического конфликта — Чечне. В 21:30 4 сентября рядом с пятиэтажкой, где проживали семьи военных 136-й мотострелковой бригады, взлетел на воздух грузовик с 2,7 тонн взрывчатки. Два подъезда превратились в руины, 64 человека, из которых 23 — беззащитные дети, погибли. Еще 146 граждан получили ранения различной степени тяжести.
Существовал и второй грузовик со 100 килограммами тротила, припаркованный между госпиталем и другим домом. К счастью, саперная бригада обнаружила и обезвредила бомбу, часовой механизм которой показывал время 1:30 ночи. В машине нашли документы одного из исполнителей теракта, которого впоследствии осудили и приговорили к пожизненному заключению.
От третьего дома по улице Леваневского ударная волна дошла до зданий в противоположном конце города. «У меня большая хрустальная люстра, и она вся вывернулась. Я думала сначала, землетрясение или газ взорвался, о чем угодно размышляла, но никак не могла представить, что взрыв. А потом поняла по вою сирен и людским крикам, что произошло», — вспоминала заведующая детсадом Фатима Гаджиева.
Дома опустели: все ринулись на помощь пострадавшим, разгребать завалы, искать выживших. Брат воспитательницы Наиды Буграевой работал тогда на маршрутном такси и эвакуировал жертв трагедии на казенном транспортном средстве. «Вернулся поздно ночью, рассказывал весь ужас, который видел: кто-то без головы, у кого-то прям наружу все, что внутри, вывалилось», — делилась Наида.
Добровольцы до утра расчищали завалы, приносили воду, чтобы напоить детей и отмыть раненых от сажи и грязи. Но нашлись и те, кто решил нажиться на чужом горе: мародеры таскали из квартир телевизоры и ковры.
Взрыв в переходе под Пушкинской площадью. 20 лет с момента страшного теракта в метро
Военнослужащий Руслан Абакаров лишился в тот злосчастный вечер не только жилья и имущества, но невесты, родителей и племянника, а его родной брат потерял сына и супругу. Сами мужчины уцелели случайно: один тогда был в гостях, другой — на спецзадании. «Брат был в Ботлихе, защищал Родину, — с горечью отмечал Руслан. — Но никто не защищал наши семьи, и это обиднее всего».
УЛИЦА ГУРЬЯНОВА
Не успели россияне опомниться после трагедии в Буйнакске, как в ночь с 8 на 9 сентября прогремел новый взрыв: в Москве, в здании номер 19 на улице Гурьянова. Как и в первом теракте, два подъезда уничтожило полностью, взрывная волна деформировала конструкции соседнего 17-го дома. По словам свидетелей, грохот было слышно даже в Марьино.
350 килограммов тротила стали причиной гибели 100 (по информации других источников — 106) человек, получили травмы по разным данным от 264 до 690 людей. Сейчас на месте взрыва — четыре 25-этажки и мемориальная площадка с памятником. Ежегодно туда приходят родные и друзья жертв теракта. Особенно много посетителей собралось в 2019-м.
Как сложилась жизнь спасшихся в теракте на станции метро «Автозаводская»
«У меня здесь погибли невестка, сын, их мальчик и девочка, всех бульдозером здесь собирали,— рассказывала 89-летняя Людмила Александровна.— Паленым мясом воняло — все было перемешано с цементом. Четыре контейнера отправили в трупохранилище. Я несколько лет добивалась, чтобы захоронили детей и внуков на Ваганьковском кладбище, где наши предки. В итоге похоронила фотографии и поставила памятник. Теперь-то уже что, 20 лет прошло. Я последний раз сюда прихожу, мне без года 90».
Помнят ужасы той ночи и бывшие студенты, проходившие практику в учреждении коммунального хозяйства в Марьино. Утром 9 сентября их всех отправили в Печатники: организовывать транспорт и помогать разбирать вещи. «Никогда не забуду мужчину, который вышел в магазин, вернулся — а дома нет и семьи нет, — делилась женщина по имени Юлия. — Он просто лег на землю и плакал».
Олег Винник о гибели семьи в авиакатастрофе: «Я никого не виню»
После случившегося милиция начала тщательную проверку нежилого фонда Москвы. В числе прочих обыскали и третий корпус шестого дома по Каширскому шоссе: хозяин мебельного магазина сдал помещение под склад сахара. Тогда никто не подозревал, что под видом пищевого продукта террористы маскируют взрывчатку…
КАШИРСКОЕ ШОССЕ
13 сентября власти объявили днем траура по погибшим в Буйнакске и в Москве в доме на Гурьянова. Но дата скорби обернулась новой драмой: в пять утра в подвале восьмиэтажки номер шесть на Каширском шоссе произошел взрыв мощностью 300 килограммов в тротиловом эквиваленте. Дом был кирпичным, а потому оказался почти полностью разрушен, выжили единицы, погибли — 124 человека, среди которых 13 детей. Еще девять жертв получили ранения, в соседних зданиях выбило окна и переломало лестницы.
10-месячный ребенок чудом выжил под завалами дома в Магнитогорске
Организаторы теракта вскоре были убиты, исполнители — осуждены на вечное заключение, но боль в сердцах родственников погибших это не умаляло. Максиму Мишарину в 1999-м было 24, и в момент взрыва он спал в квартире на втором этаже шестого дома — прямо над эпицентром взрыва. Парень чудом уцелел: из-под завала его вытащили жильцы соседнего здания.
«Просыпаюсь, почувствовал, что лечу и падаю. Вот я упал. Нереальное количество пыли, минут пять осаживалось это все. Понял, что это террористический акт, буквально сразу, хоть и получил контузию и шок психологический. До этого были взрывы на Гурьянова», — рассказывал Максим в Новостях Первого канала.
Потерявший семью в ТЦ «Зимняя вишня» Игорь Востриков рассказал, как учился жить после смерти близких
Вокруг стояла оглушительная тишина: кричать было почти некому, большинство соседей скончались в момент взрыва, включая родителей Мишарина. С тех пор каждый месяц он приходит к памятному обелиску поставить свечу, возложить цветы и помолиться.
ВОЛГОДОНСК, РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Террористы жестоко проверяли россиян на прочность: сколько еще смертей выдержат несчастные люди? 16 сентября в 5:57 утра в Волгодонске рядом с девятиэтажкой на Октябрьском шоссе вновь взлетел на воздух грузовик. Огромной силы взрыв разнес половину панельного дома, из завалов вытащили 18 погибших, вскоре один пострадавший скончался в больнице. 89 человек отвезли в клиники,73 из них навсегда остались инвалидами.
Разрушена половина города: фото и видео последствий взрыва в Бейруте
На этот раз террористы купили грузовик у гражданина Азербайджана, заявив, что хотят перевозить в машине картофель. Более того: боевики уговорили наивного мужчину припарковать транспортное средство около его дома в ночь на 16 сентября…
«Слышу, как в один момент все затихает. Мертвая тишина. Ни птиц, ни улицы. Стало тяжело дышать. И тут — очень страшный гул, грохот и звуки бьющегося стекла. Я почувствовал, как неожиданно меня накрыло осколками, и одеяло стало еще тяжелее. Выбегают окровавленные люди, крики, паника. И только и слышно — теракт», — рассказывал один из очевидцев.
Через год на месте 35-го дома разбили Сквер памяти и установили фигуру скорбящей женщины как символ трагедии. Впрочем, и без мемориалов жители Волгодонска не забыли бы о страшном теракте. Однако, по мнению выживших, другие россияне совсем о них не помнят.
5 лет трагедии в московском метро: воспоминания выживших и тех, кто потерял близких
«Здания отремонтировали, а людей — нет. У меня черепно-мозговая травма была и контузия, а мне написали «легкое увечье», — сетовала Ирина Халай. — Про нас же никто не знает. В некоторых федеральных СМИ до сих пор ходит информация, что у нас 310 пострадавших. В то время как их больше 15 тысяч! 19 погибших — это, по сравнению с другими взрывами, не так много. Самый забытый теракт».
По материалам «Коммерсант», «Газета.ru», md-gazeta.ru.
Фото: Scott Peterson, Ivan Nikitin/Getty Images, Олег Булдаков/ТАСС, Cергей Расулов/РИА Новости, Владимир Машатин/PhotoXPress.ru, АГН «Москва», кадр программы «Новости» на Первом канале