Немецкий вирусолог: «Популяционный иммунитет не сработает»
Немецкий вирусолог и глава отделения вирусологии Университетской клиники Шарите Кристиан Дростен обсудил в интервью с швейцарским изданием Republik вопросы, связанные с пандемией ковида. По его словам:
- В случае нынешнего коронавируса достичь т.н «популяционного иммунитета» не получится;
- 100% населения «будут либо вакцинированы, либо заражены»;
- В результате мутации вируса имеющиеся вакцины бесполезными не станут;
- Во избежание серьезных последствий нужно вакцинировать и детей;
Netgazeti предлагает перевод небольшой части интервью:
В Швейцарии мало говорят о том, как мы оказались в условиях пандемии, но идут споры о том, как от пандемии уйти. Треть населения вакцинирована хотя бы одной дозой. Рестораны, бары, магазины открыты, наступает лето, уровень инфицирования остается на высоком уровне, но падает. Завершилась ли для нас пандемия с таким уровнем вакцинации?
Инфекционное заболевание распространяется и приходиться вмешиваться, в том числе используя «локдаун», поскольку ничего другого в арсенале нет. Сейчас появилась еще одна мера, которая снижает инфицирование лучше всего — вакцинация. В условиях высокой температуры передача инфекции снижается примерно на 20% и вакцинации уровень инфицирования идет вниз. Но дело в том, что ограничения не нужно отменять слишком быстро, в противном случае болезнь ударит опять. Нужно сдерживать ее пропорционально. Тут без политики никак — действовать полагаясь только на науку не выйдет, нужен компромисс.
Достигнем ли мы «популяционного иммунитета»?
Объясните, что вы имеете ввиду.
Когда 70, 80 или 90 процентов населения вакцинированы или имеют иммунитет и вирус не может циркулировать. Это значит, что защищены даже те, кто не прививался.
Это не сработает.
Объясните?
С самого начала было недопонимание. Что подразумевается под популяционным иммунитетом? Что у 70 процентов будет иммунитет в результате инфицирования или вакцинации, а остальные болеть уже не будут. В случае данного вируса это не так. Все, кто не вакцинирован, заразится. Термин «популяционный иммунитет» происходит из ветеринарии. Там такие расчеты делались в ранние годы, например в случае вирусов, поражающих крупный рогатый скот. Эти вирусы очень легко передаются, но путем вакцинации их можно сдержать. В таком случае и делают подобные расчеты: у нас есть изолированная популяция, скольких нужно привить для прекращения распространения болезни? Отсюда и происходит этот термин.
Но люди живут не в группах.
Да. У нас есть путешествия, да и без них есть соседняя деревня, еще одна соседняя деревня и так далее, так и распространяются вирусы. Через несколько лет 100% населения либо будут вакцинированы, либо инфицированы. Даже после этого инфицирование коронавирусом Sars-2 продолжится, но это уже не будет первичным заражением.
За последние недели мы много говорили о глобальном неравенстве в распределении вакцин. Когда миллиарды еще не привиты, вирус может мутировать. Или же в какой-то момент у него закончатся трюки?
Скорее второе.
Почему?
Чтобы это понять нужно говорить об иммунной системе, разные части которой защищают от инфицирования и болезни. Антитела, защищающие от инфекции узнают вирус лишь в некоторых местах. Поэтому мы можем заразиться сравнительно раньше, если вирус мутирует именно в этих местах.
Но?
Мы будем болеть, но не тяжелой форме. Часть иммунной системы, защищающая от болезни, более устойчива. Вакцинация защищает от тяжелой формы болезни на протяжении нескольких лет. За это ответственны т.н T-клетки, которым в отличие от антител небольшие мутации вируса нипочем. Они могут распознать его по разным характеристикам.
Значит можно не переживать, что из-за циркуляции и мутации вируса нынешние вакцины станут бесполезными?
Варианты вирусов на разных континентах не слишком отличаются друг от друга. С вирусологической точки зрения есть причины думать, что вирус использовал все тузы в рукаве. Коронавирусы в разы медленнее и слабее мутируют, нежели те же вирусы гриппа, у которых потенциал для пандемии гораздо больше.
Что ожидает тех, кто встретит осень без вакцины — детей?
С технической точки зрения их можно вакцинировать. Сложно представить, что вдруг будут точные данные, якобы вакцинация для детей опасна и есть неизвестные риски. Вопрос тут об интересах детей — с их вакцинацией школы смогут работать в привычном режиме, но вот как они перенесут болезнь? Никто сейчас точно не скажет. У скольких останутся симптомы даже после средней тяжести болезни? Недавнее исследование показало, что у 4,5% остаются такие симптомы, как потеря обаяния, вкуса и усталость даже спустя месяц. Вы хотите этого? Четыре процента не маленький показатель. Есть еще т.н мульти-системный синдром воспаления, который встречается раз в несколько тысяч случаев. Это серьезная болезнь, которая может быть активна до шести месяцев. Как родитель хочу, чтобы мои дети привились. Я не хочу рисковать.